В предыдущем номере газеты «Трудовая Тюмень» мы рассказали, какой вклад внес Владимир Ильич Ленин в развитие советского и мирового кинематографа. Однако биография и деятельность этого человека были настолько уникальными и удивительными, что «важнейшее из искусств» не могло оставаться в стороне. Потому очень быстро В.И. Ленин стал героем художественных фильмов. Накануне знаменательного юбилея Владимира Ильича мы вспомним о киновоплощениях Ленина, оставивших значимый след не только в отечественном, но и мировом кинематографе.
Впервые образ Владимира Ильича был запечатлен в кадрах кинохроники. Несмотря на понимание значения кинематографа для пропаганды, сам Ленин попадать в кинообъектив не любил. Однако многие режиссеры-документалисты буквально упрашивали его уделить хотя бы несколько минут для съемок. А знаменитую сцену разговора с Бонч-Бруевичем во дворе Кремля после ранения снимали чуть ли не по указанию Совнаркома, чтобы показать всем рабочим страны, что Ильич жив и прекрасно себя чувствует. Известный отечественный документалист Дзига Вертов вспоминал, что ему пришлось снимать Ленина тайком от него. Таким образом, он стал основоположником съемок скрытой камерой. Примечательно, что в то время Вождя Мирового пролетариата снимали как советские, так и зарубежные операторы для своих журналов и киновыпусков. В этих документальных лентах можно отметить первые попытки мастеров кадра вычленить главное в изображении этой личности, а также создать единый и обобщенный образ Ленина как вождя и руководителя государства.
Именно эти первые хроникальные съемки Ленина привлекались также в качестве материала для создания первых игровых фильмов про него. Так, уже в 1919 году во время выступления вождя с грузовика режиссер В. Гардин снимает постановочную сцену для своей агитленты «Девяносто шесть». А детское кино 1925 года «Как Петюнька ездил к Ильичу» постановщик завершает реальными кадрами похорон вождя. Но нужно понимать, что первые попытки освоения ленинской тематики в игровом кино выражались поначалу в прямом использовании хроникальных сцен с его участием и не более.
Но как это ни покажется парадоксальным, впервые в игровом кино
В.И. Ленин появился в Австрии в фильме 1926 г. «Поджигатели Европы», в котором рассказывалось о событиях Первой Мировой войны. Имя актера, воплотившего В.И. Ленина, было Евген Даймонт. Сегодня фильм считается утерянным, но в советских киноэнциклопедиях о нем можно найти довольно неплохие статьи, что говорит о том, что история последних лет царской России была там показана адекватно.
Уже в следующем году к 10-летию Октября в СССР вышел игровой фильм «Москва в Октябре». В нем роль Ленина сыграл Василий Никандров, который вовсе не был актером, а был простым рабочим на заводе. Но из-за действительно большого сходства с руководителем Октября он получил эту роль. Однако по сути это была лишь репетиция. Спустя всего несколько месяцев два больших режиссера Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн выпускают легендарный фильм «Октябрь», с тем же Никандровым в главной роли. Встреча Ленина на Финляндском вокзале решена была уже игровыми средствами, но сегодня очень часто эта сцена показывается именно как документальная. Фильм действительно был настолько сильным и запоминающимся, что именно его чаще всего называют началом кинематографической ленинианы. Это было самое настоящее эпичное полотно, посвященное подвигу Советского народа, который поднялся на борьбу с ненавистным угнетателем – капитализмом. И именно образ В.И. Ленина стоял в центре эпического идейного замысла картины.
Однако враги не дремали. В 1934 году в США выходит фильм «Британский агент», где Ленина сыграл Тенен Хольтц. Несмотря на название в фильме говорилось об активно муссируемой противниками советской власти версии о том, что Ленин делал революцию на немецкие деньги. Но данный фильм в мировом кинематографе остался незамеченным.
Чего не скажешь о следующем появлении В.И. Ленина в исполнении Бориса Щукина на большом экране. Фильм «Ленин в Октябре», вышедший в 1937 г., и его продолжение «Ленин в 1918 г.» – в 1939 году, стали не только самыми известными фильмами о Ленине, но буквально эталоном, как нужно воплощать его образ на экране. Все последующие советские актеры, которым доводилось играть Вождя мирового пролетариата, обязательно просматривали эти картины, чтобы знать, как правильно нужно воплощать его образ. В этой картине мы видим не столько Вождя пролетарских масс, сколько индивидуальную личность, которая думает, анализирует, сомневается, но в итоге приходит к правильным выводам.
Между этими картинами на экраны вышла еще одна знаковая работа: «Человек с ружьем» Сергея Юткевича. Попадание Максима Штрауха в образ Ленина было настолько идеальным, что даже многие старые большевики, которые знали Ильича лично, говорили, что у них такое чувство, что на экранах они видят живого Ленина. Спустя всего год актер закрепил успех в фильме «Выборгская сторона», третьей части «Трилогии о Максиме». А затем в фильме про другого героя революции «Яков Свердлов» (1940 г.) и народного монгольского героя «Его зовут Сухэ-Батор» (1942 г.) Затем были «Рассказы о Ленине» (1957 г.) И завершил актер долгий творческий путь в фильме «Ленин в Польше» (1965 г.) Актеру действительно удалось показать одновременно простого душевного человека и удивительную по масштабу личность, которая обладала гениальными силами не только мобилизовать и вдохновлять людей, но и выражать их волю.
В 1951 г. вышла картина «Незабываемый 1919-й год», где Ленина сыграл Павел Молчанов. Картину до сих пор можно смотреть буквально как историческую хронику об этом тяжелейшем годе в оте-
чественной истории. Есть сведения, что И.В. Сталин лично корректировал сценарий фильма, чтобы придать ему историческую достоверность. В итоге фильм получил множество премий, в том числе и Сталинскую.
Не менее интересными были воплощения Ленина в других фильмах послевоенной поры. Михаил Кондратьев в 1956 году показал Ленина-аналитика в картинах «Вихри враждебные» и «Они были первыми». Николай Плотников, показывающий начинающего революционера в фильме «Пролог» того же года. Талантливого агитатора в 1957 г. в исполнении Бориса Смирнова в фильме «Балтийская слава» и «Лично известен», Владимир Честноков стратега революционного наступления в фильме «В дни Октября» (1958 г.). В это же время Ленин появляется в зарубежных фильмах: польском «Солдат Победы», германском «Эрнст Тельман – сын своего класса» и китайском «Во имя революции».
1963 г. также подарил несколько знаковых воплощений Владимира Ильича. Михаил Кузнецов в фильме «Синяя тетрадь» о том, как Ленин жил в шалаше в Разливе и «Залп Авроры» о подготовке Октябрьской революции. Борис Смирнов о том, как Ленин посетил М. Горького в фильме «Аппассионата». Но самым известным Лениным 1960-х стал Иннокентий Смоктуновский, сыгравший его в 1965 г. в фильмах «Первый посетитель» и «На одной планете». Кроме него в том же году в роли совсем молодого Володи Ульянова снялся Родион Нахапетов в фильме «Сердце матери» и его продолжении «Верность матери». От его фразы «Мы пойдем другим путем» действительно бросает в дрожь.
В том же году состоялось первое появление в роли Ленина Михаила Ульянова в фильме «Ленин в Швейцарии», впоследствии он появился в снятой совместной советско-германской картине «На пути к Ленину» (1970 г.) и в снятом в ГДР фильме «Несмотря на всё!» (1972 г.).
Затем к роли приступил Юрий Каюров и стал буквально чемпионом по количеству экранных воплощений Ленина, причем всегда разных. С ним вышли следующие фильмы: «Шестое июля» (1968 год), который получил специальный приз жюри кинофестиваля в Карловых Варах, «Почтовый роман» (1968 г.), «Кремлевские куранты» (1970 г.), выпущенный совместно с ГДР «Черные сухари» (1971 год). Третья часть трилогии «Хождение по мукам» (1974 г.) по мотивам одноименной эпопеи Алексея Толстого. В 1979 году вышел воистину интернациональный фильм, в котором помимо СССР участвовали ГДР, Франция, Куба, «Поэма о крыльях». В 1980 г. был фильм «Государственная граница». На следующий год «Ленин в Париже». И завершился этот почти двадцатилетний марафон в 1987 г. фильмом «В Крыму не всегда лето».
В 1973 г. вышел фильм «Надежда» о том, как Надежда Крупская выходила замуж за Владимира Ульянова. Их талантливо играли Андрей Мягков и Наталья Белохвостикова. У Мягкова действительно получился незабываемый образ Ленина и очень жаль, что больше он к этой роли не возвращался.
Неожиданно в 1974 г. в Великобритании вышел довольно добротный сериал «Падение орлов» об истории нашей страны с 1914 по 1922 г. Роль Ленина сыграл Патрик Стюарт, который, спустя несколько лет, прославится ролью капитана Жан-Люка Пикара и профессора Чарльза Ксавьера. И уже в 1980-е темой нашей революции стали интересоваться кинематографисты зарубежных стран: в США сняли фильм «Красные» о поездке Джона Рида в СССР. Во Франции – фильм о жизни вождя мирового пролетариата «Ленин». В Канаде вышел с незатейливым названием «Россия», в котором Питер Устинов рассказывал об истории нашей страны. В 1988 г. Италия-
Франция-ФРГ-Австрия выпустили фильм «Ленин. Поезд» о том, как Ленин с деньгами немецкой разведки ехал выводить Россию из Первой Мировой войны. Конечно, в большинстве этих фильмов как к нашей истории, так и к образу В.И. Ленина относились довольно кощунственно. Но обидно, что то, что снимали в это же время в нашей стране, было ненамного лучше.
Пожалуй, последними сколь-либо правдоподобными фильмами были две картины, снятые в 1987 г. «Николай Подвойский», о боевых подвигах революционеров, в роли Ленина был Юрий Шлыков и «Так Победим!», о заключении Брестского мира, в роли Ленина Александр Калягин. Последним советским киноЛениным стал Иван Косых в откровенно лживом фильме «Враг народа – Бухарин», вышедшем в 1990 г.
Но вот после уничтожения Советского Союза о Ленине кинематограф словно забыл. Если до этого сыграть роль Владимира Ильича было почетным, и многие актеры называли это вершиной актерской карьеры, то после 1991 г. новых киноЛениных практически не стало, причем как у нас, так и за рубежом. Ну, действительно, нельзя относиться серьезно к нескольким попыткам Виктора Сухорукова в откровенно бредовых комедиях. В 2000 г. правда к образу вернулись. Александр Филиппенко неплохо воплотил вождя в фильме «Романовы: Венценосная семья» Но вот сам фильм, конечно, не имеет никакого отношения к реальности. Его задача была, как и у всего кинематографа того времени: всячески обелять царский режим и выставлять большевиков злобными фанатиками. Еще дальше пошел Александр Сокуров, снявший фильм «Телец» о последних днях жизни Ленина. Это настолько гнусная и мерзкая поделка, что о ней не хочется даже говорить.
Удивительно, но долгое время без Ленина обходились даже в биографических сериалах о Сталине, фильмах о Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войне. Кинематографисты стремились сознательно вычеркнуть его из кинокартин и сериалов, словно стремясь не то что уменьшить его роль в истории нашей страны, но показать, что такой личности вообще не было.
Ненадолго к образу Ленина вернулись в год столетия Великого Октября. Но опять же, какие это были образы? В новой экранизации «Хождения по мукам» Ленин в исполнении Василия Щипицына получился каким-то дерганым. Евгений Миронов в «Демоне революции» показал хитрого интригана. Образ Ленина в сериале «Троцкий», который воплотил Евгений Стычкин, вообще показал нам вождя, который якобы не имел никакого отношения ни к Октябрьской революции, ни к каким происходящим в стране процессам. Нарушить, пусть и всего чуть-чуть, эту тенденцию смог Виталий Коваленко в сериале «Крылья Империи». Да, мы видим руководителя государства, который решает серьезные государственные вопросы, но до той полноты и глубины образа, которые создавали Максим Штраух или Юрий Каюров ему ой как далеко.
Вот такой была история киновоплощений Владимира Ильича Ленина в кино. Бесспорно, она отражала все те тенденции, как к нему относилось Советское, а затем и российское общество. Потому и на протяжении почти 40 лет с его участием каждый год появлялось по нескольку фильмов, а затем практически полное забвение почти на 30 лет. Вот и сейчас, в преддверии знаменательной даты со дня рождения не появляется ни одного фильма. Это и есть отношение власти. Они хотят, чтобы о вожде забыли, чтобы его не помнили. Однако самая лучшая память о нем навсегда будет жить и никогда не забудется – это Великая Октябрьская социалистическая революция и появление на карте мира Союза Советских Социалистических Республик. И за это Ленин навсегда останется в народной памяти, какие бы лживые фильмы про него ни снимали.
М. Савелков