«Кому война, а кому мать родна» – эта пословица сама собой вспоминается, когда сегодня идешь за продуктами. Когда в магазин заходишь каждый день и берешь только определенные виды товаров, то рост цен вроде как и не замечаешь. Но когда приходится ходить раз в неделю, то такое повышение резко бьет по глазам.
Конечно, крупные торговые сети «Магнит», «Пятерочка», «Монетка» повышали цены и раньше. Причем вроде как на небольшую сумму, но за неделю стоимость одного продукта могла вырасти довольно значительно. А уж когда объявили о начале самоизоляции и люди массово бросились покупать продукты, то цены уже никто не контролировал.
Однако еще за неделю до начала массовой истерии я провел небольшой эксперимент. Меня давно возмущал рост цен на овощи. Продавцы говорили, что это свежий завоз и потому цены возрастают. Довольно странное заявление, учитывая, что стоимость бензина в марте пусть и ненамного, но снизилась. Тогда в одном из тюменских «Магнитов» я выбрал три неприметные морковки, сделал на них специальную пометку и закопал их поглубже в ящики с этим видом овощей. На протяжении недели я каждый день приходил и проверял их. Только на пятый день исчезла одна, две другие были в продаже на протяжении всей недели. А ведь овощи относятся к скоропортящимся продуктам, и они могут продаваться не больше двух суток. То есть товар оставался тот же самый, но цена на него не оставалась стабильной. Каждый день она вырастала от 90 коп. до 1 руб. 20 коп. За прошедшую неделю был только один день, когда цена не повысилась. В итоге, за неделю стоимость моркови выросла с 11 руб. 20 коп. до 17 руб. 60 коп. И если привоз товара за это время и был, то наряду со свежими овощами продолжалась продаже завезенных ранее. Но почему же тогда возрастает его стоимость? А просто торговым сетям нужен доход, прибыль любой ценой. Вот они и поднимают цены. Вроде бы ненамного, но если на каждый товар, представленный в ассортименте, каждый день увеличивать цену на рубль, то общий доход вырастет на десятки тысяч.
Повторю, это было до начала массовой продуктовой истерии. После моего посещения магазина, спустя еще одну, так называемую «карантинную» неделю, эта же самая морковка стоила уже 23 руб. 80 коп. То есть, вторую неделю цена возрастала в среднем на 1 руб. в день. Примерно такая же ситуация и с другими овощами: картошка с 16 руб. поднялась до 22 руб., капуста с 24 руб. выросла до 28 руб. И почти в два раза выросла стоимость лука и чеснока. Но самое неожиданное и наиболее заметное повышение коснулось свеклы: с 47 руб. до 60 руб.
Мне могут возразить, что это сезонные продукты. И цена на них меняется естественным образом. Хорошо! Но тогда почему с 36 до 44 руб. подорожал майонез «Провансаль»? Причем, изготовленный еще в январе. Или макароны «Шебекинские»? Пачка 450 гр. за неделю выросла в цене с 58 руб. до 64 руб. 800 граммовая пачка риса подорожала с 82 руб. до 89 руб. Эти продукты никак не зависят от сезона и цена на них должна оставаться стабильной!
То есть, если суммировать только перечисленные мною товары, то получается, что за неделю их стоимость выросла на 38 руб. Еще неделю назад этих денег бы хватило на 900 гр. пакет молока «Ситниковское». Сегодня уже не хватит. Поскольку за неделю его стоимость также поднялась до 43 руб. Вырос в цене и кефир «Першинский» 400 гр., «подрос» за неделю с 32 руб. до 36 руб.
Для полноты картины скажем, насколько выросла стоимость колбасы. 500 гр. колбасы «Диетическая» от «Ясной горки» выросла с 114 руб. до 131 руб. Это при том, что на ценнике указано, что это товар со скидкой. Очевидно, что в ближайшие дни цена станет больше. Полукопченая куриная колбаса от «Тюменского бройлера» подорожала со 134 руб. до 193 руб. Сосиски «Диетические» со 119 руб. до 137 руб. Это я перечислил только самые дешевые сорта. Насколько подорожали остальные, лучше и не смотреть!
При этом в названных сетевых магазинах раньше проводились различные акции, благодаря которым цены пусть и не намного, но были меньше, что позволяло населению сэкономить хотя бы небольшие суммы и дополнительно приобрести еще какой-нибудь продукт. Но в марте месяце такие акции проводились крайне редко и то в основном на промышленные товары. На продукты питания скидок не было.
Как я уже сказал, торговые сети и без того необоснованно повышали цены на продукты. Но увеличившийся спрос, вызванный массовой истерией и искусственно созданной самоизоляцией, привел к тому, что рост цен стал действительно неконтролируемым. Торговые сети действительно бессовестно взвинтили стоимость продуктов. Им вовсе неинтересно, что при переводе на удаленные режимы работы и в карантинные мероприятия, многие лишились значительной части своих и без того невысоких доходов. Людей действительно поставили на грань выживания, но торговым капиталистам эта ситуация абсолютно безразлична. Они видят в ней только одно – прекрасную возможность увеличить свои прибыли. За счет нас, простых жителей, которым при любых обстоятельствах, как сказал президент Путин, хочется кушать каждый день. Вот и приходится идти и брать самые дешевые продукты по неимоверно взвинченным ценам.
Потому не стоит удивляться, что когда ситуация с карантином закончится, то в стране будет на несколько миллиардеров больше. Ими как раз и станут те, кому массовая истерия оказалась «мать родна». Они на этой ситуации уже неплохо обогатились. И еще обогатятся! А вот простые люди, как всегда, станут еще беднее! Многие превратятся в реальных нищих, у которых просто не будет средств к существованию! Вот такая она сущность капитализма, для которого всегда и во всем главное лишь прибыль!
М. Савелков
P.S. Данная статья была написана 3 апреля. На момент сдачи номера цены на указанные продукты выросли в среднем от 1 до 4 рублей.