Недавно спецназ США по прямому приказу президента США Дональда Трампа совершил разбойное нападение на Венесуэлу и захватили законно избранного президента страны Николаса Мадуро, который был доставлен в Вашингтон для суда над ним, якобы за организацию наркобизнеса. Впрочем, роль Н. Мадуро в организации наркобизнеса до сих пор никем доказана не была, а вот Дональд Трамп даже не скрывает, что хочет «вернуть американскую нефть», которая почему-то находится в Венесуэле, добывается в Венесуэле и считается собственностью Венесуэлы или стран, её купивших.
Откуда у президента такое отношение к Венесуэле и венесуэльской нефти, позволяющее ему, по мнению самого Трампа, откровенно плевать на международное право, подменяя его правом сильного? Начать придется не с Николаса Мадуро, а с его предшественника Уго Чавеса. Уго Чавес родился в семье учителей, стал кадровым офицером, но вскоре разочаровался в политической и экономической системе Венесуэлы и основал Революционное боливарианское движение, во главе которого попытался совершить в 1992 году государственный переворот, но потерпел поражение и был заключён в тюрьму. Освободившись в 1994 году, он основал партию Движение за Пятую республику и в 1998 году одержал законную победу на президентских выборах. В 1999 году по инициативе Уго Чавеса была принята новая конституция. Начались реформы в рамках так называемой социалистической боливарианской революции.
В конце ХХ века Венесуэла была ярко выраженной нефтедобывающей страной с огромными запасами нефти и ориентированной на экспортную неолиберальную прозападную модель экономики, зависящую от западных, в первую очередь, североамериканских нефтяных монополий и цен на нефть. Доходы от нефти распределялись в основном между приближёнными к власти кругами и североамериканскими компаниями. В общем, богатые в такой системе всё больше богатели, а бедные беднели и становились нищими. Знакомо, не правда ли?
При уже первом президентстве Уго Чавеса происходит национализация нефтяной отрасли. Доходы от нефти были направлены на финансирование образования, от начального до высшего, на поддержку здравоохранения, пенсионных выплат и субсидий для бедных слоёв населения. При этом Венесуэла сохранила и даже усилила ориентацию на традиционные христианские социальные нормы. Были запрещены порнография, гомосексуализм, аборты, высокие ростовщические проценты в банках. Естественно, что и североамериканским, и местным олигархам такая политика Чавеса очень не нравилась. Они нашли прямую поддержку в руководстве государственной нефтяной компании Венесуэлы, где руководители тоже были не прочь стать сверхбогатыми олигархами.
В апреле 2002 года Уго Чавес был отстранён от власти в результате заговора, но заговорщики не нашли поддержки ни в народе, ни в армии, где Чавес пользовался огромной популярностью. Уже через два дня после отстранения президентская власть Уго Чавеса была восстановлена.
Вернувшись к власти, Уго Чавес продолжил национализацию важнейших отраслей промышленности и социальные реформы, а также создание действительно народной системы местного самоуправления. Благодаря социальным реформам была практически ликвидирована неграмотность, расширился доступ населения к качественному образованию, жилью, здравоохранению, продовольствию. Огромную роль сыграло сближение Венесуэлы с находящейся под санкциями социалистической Кубой. Венесуэла поставляла Кубе нефть и нефтепродукты, а кубинцы помогли создать в Венесуэле одни из лучших систем здравоохранения и образования. В 2007 году была создана Единая социалистическая партия Венесуэлы (ЕСПВ).
Однако экономика по-прежнему осталась сильно нефтеориентированной. Поэтому, когда с 2008 года цены на нефть стали снижаться, страна попала в серь-
ёзный экономический кризис. Выросли преступность и товарный дефицит, вновь обострилась проблема бедности. Подняла голову проамериканская буржуазная оппозиция, которая, впрочем, при Чавесе никогда особо не преследовалась (что скорее следует расценивать как ошибку). В этих условиях Уго Чавес потребовал себе чрезвычайных полномочий и получил их. Нападки со стороны оппозиции только усилились.
Важной составляющей кризиса стало давление со стороны США, олигархат которых потерял контроль над богатыми нефтяными запасами Венесуэлы и хотел его вернуть.
Ещё одной причиной крайней неприязни североамериканской элиты к боливарианской революции была её хоть и не полная, но достаточно явная социалистическая направленность, выражавшаяся в том числе и во внешней политике, в создании Боливарианского Альянса для народов Америки (АЛБА), а также поддержка Венесуэлы со стороны стратегического соперника США – Китайской Народной Республики и союзной с КНР России. Не нравилось северо-
американской элите и то, что венесуэльская бесплатная высококачественная медицина, которой могли пользоваться и другие латиноамериканцы, и бесплатное образование становились положительным примером для народов Латинской Америки. Власти США обвиняли также Чавеса и его преемника Мадуро в организации наркотрафика, но эти обвинения остались голословными.
10 января 2013 года после очередных выборов Уго Чавес должен был принести присягу, однако Национальная ассамблея отложила церемонию в связи с плохим состоянием здоровья главы государства, который с июня 2011 года был болен раком. 5 марта 2013 года Уго Чавес скончался от рака в возрасте 58 лет. Ранее, почувствовав серьёзное ухудшение здоровья, 8 декабря 2012 года Уго Чавес заявил, что в случае невозможности выполнения им своих полномочий до проведения новых выборов исполнять обязанности президента будет Николас Мадуро. При объявлении о смерти Чавеса Н. Мадуро сказал, что его отравили «внешние враги», и заявил, что всеобщие выборы пройдут через 30 дней. На выборах 14 апреля 2013 года Николас Мадуро опередил своего соперника Энрике Каприлеса всего на 1,5%. Э. Каприлес, действуя по канонам цветных революций, выборы не признал. Но поддержка Н. Мадуро со стороны армии и венесуэльской бедноты не позволили организовать переворот.
Николас Мадуро получил в наследство огромное количество проблем: высокий уровень преступности, государственный долг в размере 70% ВВП, бюджетный дефицит в 13%. 8 октября 2013 года он запросил у Национальной ассамблеи предоставить ему особые полномочия для борьбы с коррупцией и экономической войной против Венесу-
элы со стороны США. Эти полномочия он получил только в результате второго голосования 14 ноября. В ноябре по распоряжению Мадуро были арестованы сотрудники и владельцы сетей по продаже электробытовых товаров за отказ понизить цены. Товары были проданы по цене 10% от обычной стоимости, но полиции не удалось сохранить порядок, и продажа превратилась в разграбление магазинов. Далее была национализирована торговая сеть Daka за превышение розничных цен над закупочными на 1000%, в то время как официально допустимой нормой было 30%. Уровень инфляции оставался крайне высоким – 56,3% в 2013 году. С февраля 2014 года начинаются массовые протесты. Мадуро запустил по радио собственную программу для воздействия на широкие слои населения. 16 марта 2015 года парламент предоставил Н. Мадуро право издавать декреты, имеющие силу закона, до 16 августа 2015 года. Экономическое положение страны продолжало ухудшаться в связи с падением мировых цен на нефть. За 2015 год инфляция в стране составила 180,9%.
В декабре 2015 года по итогам выборов большинство в парламенте получили противники Мадуро, что едва не закончилось для него импичментом. Продолжались антиправительственные выступления. Начались локауты, в ответ на которые власти объявили о национализации закрывающихся предприятий. Инфляция в 2016 году составила 800%. 1 мая 2017 года в стране было объявлено о проведении выборов в Конституционное собрание для последующего изменения конституции. Оппозиция выборы бойкотировала. На выборы пришло по официальным данным 41,53% избирателей. После этого более 40 стран во главе с США заявили о непризнании Конституционного собрания. 31 июля 2017 года США ввели санкции против Мадуро, вскоре к ним присоединилась Канада, далее Панама.
24 октября 2016 года Национальная ассамблея обвинила Н. Мадуро в государственном перевороте за то, что он отложил проведение референдума. Было объявлено о начале процесса импичмента. 9 января 2017 года Национальная ассамблея объявила большинством голосов об импичменте Николаса Мадуро, но уже 10 января Верховный Суд Венесуэлы отменил это решение.
Думается, опыт Венесуэлы показывает, что социалистическая революция не может быть остановлена на полпути. Диктатура пролетариата должна уметь себя защищать. Во-вторых, революция должна быть готова к внешнему бойкоту. Необходимо предпринимать шаги по диверсификации экономики. Наконец, опыт показывает, что нельзя безоговорочно верить в поддержку со стороны буржуазной России, руководство которой может предать в последний момент. То же касается и фактически превратившейся в государственно-капиталистическую Китайской Народной Республики.
В целом, современная ситуация с захватом североамериканским спецназом президента Николаса Мадуро и его вывозом для последующего суда в Вашингтон показывает, что руководство США во главе с Дональдом Трампом, почувствовав ослабление своих позиций в рамках капиталистической миросистемы в связи с усилением нового конкурента – КНР, показывает готовность защищать и укреплять свои позиции путём прямого использования военной силы.
Уже намечены следующие жертвы в лице Колумбии и так же, как Венесуэла, богатой нефтью Мексики. Кроме того, Трамп объявил о желании присоединить к США датскую Гренландию, богатую необходимыми для развития электроники редкоземельными металлами, а также огромную полупустынную Канаду. В качестве потенциального объекта прямой американской экспансии остаётся и богатый нефтью Иран, где в последнее время беспорядки превращаются в гражданскую войну.
В этих условиях неявное предательство Венесуэлы со стороны руководства РФ и КНР может обернуться серьёзными проблемами. Что касается Китая, то в Венесуэле уже сейчас находится большое количество купленной Китаем нефти, которую США явно считают своей. Что же касается России, то вполне вероятен сценарий, что США постараются, используя огромные запасы венесуэльской нефти, временно сильно понизить цены на нефть и связанный в ценообразовании с нефтью газ, чтобы нанести новый удар по российской экономике.
В общем, можно сказать, что в воздухе запахло Третьей Мировой войной и созданием глобального электронного концлагеря для трудящегося населения. Всё это делает крайне актуальной необходимость объединения трудящихся разных стран для сопротивления империализму и организации массовой борьбы за новый социальной порядок.
С.Б. Бахитов, к.и.н., доцент
