Заявление декабрьского (2025 г.) Пленума ЦК РКРП(б)-КПСС
Всё чаще в информационном пространстве можно увидеть сообщения об откровенном навязывании мессенджера MAX властями и администрацией различных предприятий и образовательных учреждений работникам, студентам, учащимся и преподавателям, обязательное использование MAX в домовых, служебных чатах, родительских чатах в детских садах и школах. Мессенджер нередко навязывается студентам и другим учащимся под угрозой отчисления, недопуска к экзаменам и т.п., а работникам – под угрозой увольнения. Параллельно идёт навязчивая реклама этого отечественного информационного продукта. Заявляется, что в скором времени на порталы Госуслуги, Гасправосудие, Гасвыборы, в приложение «Почта России» можно будет заходить исключительно через MAX, а некоторые услуги можно будет получить только через данное приложение.
Официально со стороны федеральных властей заявлено, что MAX является полностью национальным продуктом, служит исключительно интересам государства и полностью удовлетворяет всем запросам в области технических данных, конфиденциальности и безопасности. MAX провозглашается защитником страны от иностранного вмешательства и контроля, а граждан – от мошенников. Одновременно всё чаще звучат призывы закрыть в стране все другие мессенджеры, прежде всего WhatsApp, как иностранные и даже вражеские. Для достижения этой цели во многих регионах уже несколько месяцев замедляется работа сети Telegram, а с декабря 2025 г. Роскомнадзор начал последовательно блокировать WhatsApp.
Специалисты по информационной безопасности, например из фирмы «Касперский» или с сайта «Insider black», собщают, что МАХ давно уже превратился в площадку для мошенников, а число зафиксированных случаев обмана в нём превысило аналогичные показатели в других приложениях. Заметим, что это при том, что MAX официально используется только чуть более трёх месяцев.
По мнению ряда специалистов, мессенджер MAX разрабатывался кусками, без документации и технических стандартов, часть модулей вообще не поддаётся аудиту, потому что скрывается, кто их писал. Думается, однако, сложно поверить, что общенациональный мессенджер могли разрабатывать без соответствующей документации. Скорее всего, она есть, а её засекреченность позволяет предположить, что находится она у спецслужб. Однако можем ли мы во всём доверять им?! Громкие провалы последних лет, связанные с коррупционными скандалами или, например, с уничтожением украинскими диверсантами нашей дальней авиации под Иркутском, заставляют серьёзно задуматься.
Наиболее активно MAX навязывается населению в сфере образования. Причём навязывают его и преподавателям, и ученикам, и студентам, и даже родителям обучающихся. Впрочем, на последних администрации образовательных учреждений надавить трудно. Среди родительских групп нередки случаи, когда MAX ставят себе 2-3 родителей и всё общение преподавателей и администрации с родительским сообществом в дальнейшем осуществляется через них.
Сторонники MAX ссылаются на Федеральный закон от 24 июня 2025 года №156-ФЗ «О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который обязывает образовательные учреждения использовать национальные сервисы для общения. Также они отмечают, что если образовательное учреждение пропишет в своих правилах использование мессенджера MAX, то это становится обязательным требованием для сотрудников и обучающихся. Но насколько такой подход правомерен с точки зрения соблюдения закона?!
На практике требования обязательно установить MAX под угрозой увольнения для преподавателей или отчисления для учащихся нарушает автономию ВУЗов, право студентов и школьников на образование, право на тайну переписки. 11 ноября 2025 г. Минобрнауки разослало ВУЗам письмо, обязывающее их в ускоренном порядке перейти на национальный мессенджер MAX, где университетам предписано зарегистрироваться в приложении, собрать данные о его использовании, создать официальные каналы и чаты академических групп, а затем мониторить активность студентов и сотрудников. В школах и среднеспециальных учебных заведениях MAX навязывается ещё жёстче.
На наш взгляд, все эти действия прямо нарушают ряд федеральных законов, например, закон №273-ФЗ «Об образовании», ст. 5 которого гарантирует право на образование каждому (вне зависимости от наличия или отсутствия MAX), п. 17 ст. 34, дающий студентам право участвовать в управлении ВУЗом, включая выбор цифровых платформ, ст. 28, закрепляющая автономию образовательных организаций и технологический нейтралитет, согласно которой образовательный процесс не может зависеть от использования конкретного приложения. Также нарушаются ст. 22 и ст. 188 Трудового кодекса РФ, где говорится, что работодатель не имеет права заставлять сотрудника пользоваться своим личным телефоном для работы без соответствующей компенсации. Согласно ст. 60 Трудового кодекса, работнику запрещено выполнять обязанности, не предусмотренные трудовым договором, например, в обязательном порядке вести переписку в MAX или собирать сведения об активности здесь других работников.
Но и это не главное! А главное заключается в том, что требование обязательного перехода на использование мессенджера MAX прямо противоречит целому ряду статей Основного закона РФ – Конституции РФ. А как скажет любой вменяемый юрист, Конституция РФ должна быть выше любых законов, включая федеральные, и тем более выше локальных актов образовательных учреждений. Если законы и локальные акты ущемляют конституционные права граждан, они должны считаться юридически ничтожными.
И тут обратимся непосредственно к претензиям граждан к мессенджеру MAX.
1) Исходный код мессенджера закрыт, а значит, независимые эксперты не могут провести аудит и выявить в сервисе уязвимости, через которые третьи стороны, например, власти и спецслужбы, смогут получать несанкционированный судом доступ к данным пользователей.
2) Из-за закрытого исходного кода невозможно проверить, использует ли MAX сквозное шифрование, что опять же делает переписку потенциально доступной третьим лицам.
3) MAX запрашивает расширенный доступ к данным: к геолокации, камере, микрофону, контактам, файлам телефона, и пр. Закрытый код и возможное отсутствие сквозного шифрования делают передачу персональных данных крайне небезопасной.
4) MAX планируется интегрировать с Госуслугами и другими государственными сервисами. Пользователь будет заходить в него фактически по паспорту. А значит, заинтересованные стороны, в первую очередь российские силовики, будут знать о нём практически всё.
Какие статьи Конституции РФ здесь напрямую нарушаются?
Во-первых, это ст. 29, где каждому гарантируется свобода мысли и слова (п. 1), ограничения данного положения специально оговорены в п. 2 (пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганда социального, расового, национального, языкового или религиозного превосходства, а также сведения, составляющие государственную тайну, определяемые таковыми федеральным законом). В этой же статье говорится, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4), а цензура запрещается (п. 5). Всё это делает совершенно незаконными ограничения на использование других мессенджеров, кроме MAX, если эти мессенджеры не признаны противозаконными.
Во-вторых, нарушаются конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, что может быть допущено только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ).
В-третьих, нарушаются права граждан (в частности преподавателей), провозглашаемые в ст. 44 Конституции РФ, где говорится, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, включая преподавание.
В-четвёртых, по отношению к учащимся нарушается ст. 43 Конституции РФ, где говорится, что каждый имеет право на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, а общее среднее образование является обязательным.
Наконец, в пятых, согласно ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. И уж, конечно, каким-то особым обстоятельством не может быть наличие или отсутствие в телефоне мессенджера MAX.
Таким образом, суммируя изложенное выше, можно сказать, что мессенджер MAX, скорее всего, является программой, созданной в интересах силовых структур и госбезопасности, навязывание которой гражданам прямо нарушает их (граждан) конституционные права. При этом у нас в стране не было введено военного положения, поэтому какое-либо ограничение конституционных прав является незаконным.
На основании изложенного выше мы требуем:
От Президента РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ:
- Оценить законность навязываемой гражданам установки мессенджера MAX и соответствия данных действий законодательству РФ, включая Конституции РФ.
От Генеральной прокуратуры РФ: - Провести проверку образовательных организаций на предмет соблюдения прав обучающихся и работников, включая недопустимость принуждения к установке и использованию мессенджера MAX под угрозой отчисления, недопуска к экзаменам, дисциплинарных взысканий, увольнения или иных негативных последствий;
- Провести проверку организаций и предприятий, в том числе бюджетных, которые обязывают своих работников в обязательном порядке устанавливать мессенджер MAX;
- Вынести предписания управляющим компаниям, домовым комитетам, гаражным кооперативам, дачным обществам и другим организациям, обязывающим своих членов переходить на мессенджер MAX.
От Рособрнадзора: - Проверить законность действий образовательных организаций, подведомственных Минобрнауки и Минпросвещения РФ, связанных с навязыванием и установки, и использования MAX студентам, учащимся и работникам, и принять меры реагирования при выявлении нарушений законодательства об образовании и прав участников образовательных учреждений.
ЦК РКРП(б)-КПСС
