По примеру прокуратур других регионов встаньте на защиту ущемлённых прав жителей области

Прокурору Тюменской области Попову А.Е.

Уважаемый Александр Евгеньевич!

1 июля 2025 г. в Тюменской области произошёл рост тарифов на услуги ЖКХ. Тарифы на отопление увеличились на 10,9-19,6% (в зависимости от поставщика услуги), питьевую воду максимум на 10,9%, водоотведение на 28,5%, природный газ – от 10,4 до 10,9%., электроэнергию – от 12,2 до 12,5%, вывоз твёрдых бытовых отходов на 8,5%, капитальный ремонт жилья на 46% (при том, что сбор на капитальный ремонт и без того был самым высоким по России).

На протяжении уже нескольких лет такие повышения происходят каждые полгода. Зафиксированы случаи, когда управляющие компании и поставщики услуг проводили дополнительные повышения цен за отдельные виды услуг. Зачастую такие повышения осуществляются на порядок выше тех, что официально декларируются органами власти.

В 2022 г. тарифы индексировались дважды: в июле 2022 г. – на 14,9% (больше, чем предусматривалось законом!) и в декабре 2022 года — на 9%. С 1 июля 2024 года в Тюменской области также произошло повышение тарифов на услуги ЖКХ. Тогда плата за большую часть услуг выросла на 9,6% – тепло- и водоснабжение, вывоз мусора, поставка сжиженного газа в баллонах и водоотведение. Больше всего выросли цены за газоснабжение – на 10,13%.

Но правительство Тюменской области ни разу не предоставило расчёты, обосновывающие необходимость такого повышения тарифов.

Во время своей ежегодной пресс-конференции, состоявшейся 13 августа 2025 г., губернатор Тюменской области А.В. Моор также касался вопроса роста тарифов на услуги ЖКХ. Вот только из его ответов так и не было понятно, исходя из чего цены и тарифы формируются.

Когда был задан вопрос о возможности заморозить тарифы, на что губернатор А.В. Моор фактически сказал, что это осуществить невозможно. Таким образом, налицо открытое нарушение п. 2 ст. 157.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в котором сообщается: «Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утверждённых Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации». Тем самым правительство Тюменской области может повышать тарифы на услуги ЖКХ только раз в три года, а не два раза в год, как это делается на территории Тюменской области.

Вместе с тем как губернатором Тюменской области А.В. Моором, так и его заместителем, курирующим сферу ЖКХ, П.А. Переваловым сообщалось, что повышение тарифов идёт на масштабные программы по модернизации коммунальной инфраструктуры: реконструкция тепловых сетей, котельных. Именно на эти цели будут направляться средства, которые поступят от более высоких коммунальных платежей». При этом сообщается, что в Тюмени увеличение коммунальных тарифов в размере 19,07% состоит из индекса, разрешённого правительством РФ – 10,9% и инвестиционной составляющей в рамках концессии с АО «УСТЭК» и «Тюменьводоканал» – 8,17%. А это уже нарушение п. 1 ст. 157.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации: «Не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации».

Тем более, в Тюменской области не существует официально принятых документов, согласно которым именно граждане должны оплачивать модернизацию коммунальной инфраструктуры, поскольку они не являются «инвесторами» этой отрасли? Компании «Росводоканал», «УСТЭК», «СУЭНКО», «РоссетиТюмень» являются частными ресурсоснабжающими компаниями, извлекающими прибыль за предоставление услуг. Потому очевидно, что они должны, совместно с государством, прокладывать коммунальные сети и содержать их в надлежащем состоянии, но никак не население, которое является всего лишь потребителем услуг ЖКХ!

Таким же ущемлением прав граждан является запланированное повышение стоимости проезда в общественном транспорте в г. Тюмени. С 1 октября 2025 г. при наличном расчёте стоимость проезда составит 40 руб., при безналичном – 35 руб. Такая разница в оплате проезда указывает на явные признаки дискриминации и мошенничества, так как стоимость проезда никак не должна зависеть от формы оплаты. Иначе признать её объективной и правильной, а не «среднепотолочной», не представляется возможным. При этом грубо попирается п. 4 ст. 16.1 Закона РФ от 7.02.1992 г. №2300-1 (ред. от 8.08.2024 г.) «О защите прав потребителей», который гласит: «При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчётов или в рамках применяемых форм безналичных расчётов».

Также запланировано повышение тарифов и с 1 января 2026 г.: до 42 руб. при оплате наличными, до 37 руб. – картой. И далее стоимость проезда будет повышаться ежегодно. Необходимость роста тарифа объясняется необходимостью обновления подвижного состава. Непонятно, почему именно пассажиры обязаны оплачивать обновление транспортных средств, если все они принадлежат перевозчикам?

От имени Тюменского обкома РКРП(б)-КПСС я направил письма губернатору Тюменской области, главе Тюмени, председателю Тюменской областной Думы и председателю Тюменской городской Думы. В них содержались требования восстановить нарушенные права жителей Тюменской области и вернуться к прежним тарифам, действующим до 1 июля 2025 г., и не утверждать планируемое в 2025 году повышение стоимости проезда в общественном транспорте г. Тюмени.

Председатель Тюменской областной Думы Ф.Г. Сайфитдинов сообщил мне, что моё обращение направлено в прокуратуру Тюменской области. Однако в ответе, подписанном начальником отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства Е.А. Бессоновой, сообщается: «Учитывая приведённые Вами доводы, на основании ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и пункта 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, обращение направлено для организации рассмотрения и информирования Вас о принятом решении Губернатору Тюменской области и в Федеральную антимонопольную службу России». Т.е., по сути, прокуратура Тюменской области, вместо того, чтобы принять меры к чиновникам, которые нарушают действующее законодательство, направляет заявление для рассмотрения ими же.

Напоминаю Вам, что согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» «Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется».

Думаю, что прокуратуре Тюменской области есть с кого брать пример.

В Новосибирской области после вмешательства прокуратуры области местный регулятор снизил тарифы на услуги ЖКХ по предписанию ФАС. Антимонопольщики выявили нарушения в ходе плановой проверки. Оказалось, что «экономически необоснованные расходы» составили 2,7 млрд. руб. В результате исключения необоснованных средств с 1 июля 2025 года для всех категорий потребителей тарифы снижены: на 4,09% в сфере водоснабжения и водоотведения; от 3,22% до 13,34% в сфере теплоснабжения.

По указу губернатора Омской области предельный уровень индексации тарифов на коммунальные услуги в Омске с 1 июля был увеличен с 16,1% до 39,6%. После вмешательства прокуратуры в Омской области снижены тарифы на тепло. Надзорное ведомство вынесло губернатору области Хоценко представление и пригрозило подачей иска о признании губернаторского указа о повышении тарифов недействующим.

Почему прокуратура Тюменской области не может действовать по примеру коллег из других регионов и встать на защиту ущемлённых прав жителей региона?

В связи с этим, прошу Вас:

Привлечь губернатора Тюменской области А.В. Моора к установленной законом ответственности за незаконное повышение цен и тарифов с 1 июля 2025 г.

Подать иск в Тюменский областной суд о признании роста тарифов с 1 июля 2025 г. на территории Тюменской области незаконным.

Указать администрации г. Тюмени на недопустимость повышения стоимости проезда в общественном транспорте г. Тюмени с 1 октября 2025 г.

Привлечь главу г. Тюмени М.В. Афанасьева к установленной законом ответственности за незаконное повышение стоимости проезда в общественном транспорте г. Тюмени с 1 октября 2025 г.

А.К. Черепанов, первый секретарь Тюменского обкома РКРП(б)-КПСС

Поделиться в соцсетях и мессенджерах:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *