К 1945 году Япония была на грани поражения. На Тихом океане силы США и Великобритании с доминионами (Австралия, Новая Зеландия, Канада) вплотную подошли к метрополии империи. Несмотря на череду поражений, в основном на море, Япония не собиралась сдаваться. Её возможностей для ведения войны на суше было ещё предостаточно. Союзникам предсто-
яло провести высадку на японские острова, за которые бы развернулись ожесточённые бои. Прогнозируемые потери американских войск составили бы 1,7-4 миллиона человек, японских 5-10 миллионов.
Чтобы избежать этого, союзники рассчитывали принудить Японию к капитуляции без высадки на её острова. Для этого требовалось разгромить Квантунскую армию в Маньчжурии, тогда экономика Японии была бы окончательно подорвана. С ограниченными ресурсами на островах императорская армия будет неспособна эффективно вести боевые действия. Для этого союзникам требовалась помощь СССР. В феврале 1945 года на Ялтинской конференции И.В. Сталин пообещал Черчиллю и Рузвельту начать боевые действия в Маньчжурии через три месяца после разгрома Германии.
У Японии было достаточно времени на подготовку к обороне. И даже более того, почти за сутки до начала наступательной операции 8 августа наш нарком иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов заявил японскому послу Наотакэ Сато: СССР с 9 августа считает себя в состоянии войны с Японией.

Группировка советских войск и частей Монгольской Народно-революционной армии насчитывала более 1,6 млн. человек, около 30 тыс. орудий и миномётов, 5250 танков и САУ, 5200 самолётов, 93 боевых корабля основных классов. Общее руководство кампанией осуществляло специально созданное Ставкой Главное командование советских войск на Дальнем Востоке, возглавил которое один из лучших советских военачальников — Александр Михайлович Василевский. Ему предстояло разгромить сильную группировку противника.
В то время японские войска в Северо-Восточном Китае, Внутренней Монголии и Корее насчитывали более 1 млн. человек, 1215 танков, 6640 орудий и миномётов, 1907 боевых самолётов и 25 военных кораблей основных классов. Наиболее сильная группировка – Квантунская армия – находилась в Маньчжурии и Северной Корее. На границах с СССР и Монголией японцы создали 17 мощных укреплённых районов, имеющих 4500 дотов и дзотов.
Советское командование планировало двумя встречными ударами окружить всю группировку японцев в Маньчжурии. Из Монголии наступал Забайкальский фронт Родиона Яковлевича Малиновского. Этому соединению предстояло преодолеть безводную степь и хребет Большой Хинган. Второй удар наносился с Приморья 1-м Дальневосточным фронтом Кирилла Афанасьевича Мерецкова.
Обе ударных группировки сходились в районе Гирина и Мукдена. Такой манёвр полностью окружал группировку японских войск в Маньчжурии. Операция началась 9 августа 1945 года. Основу советских сил составляли закалённые в сражениях Великой Отечественной бойцы и командиры. Красная Армия успешно преодолела трудные участки местности и сломила сопротивление японцев на участках прорыва. За 10-12 дней основные силы японцев были разгромлены. Красная Армия пленила 600 тысяч солдат и офицеров. Это была одна из самых успешных операций советских войск за всю историю.
«Теперь, когда в войну против нас вступил и Советский Союз, продолжать сопротивление… означает поставить под угрозу саму основу существования нашей Империи», — такое заявление сделал японский император Хирохито 17 августа 1945 года. 2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. По результатам мирного договора СССР возвращал себе Курильские острова и территорию южного Сахалина, потерянные Российской империей в ходе Русско-японской войны 1904-1905 годов. Красная армия, солдаты и командиры наглядно показали, насколько во всех отношениях возросла мощь Советского Союза по сравнению с Российской империей.
М. Осинцев
