Мне кажется, говоря о всемирно-исторической роли Великой Октябрьской социалистической революции, мы порой уделяем недостаточно внимания влиянию Великого Октября на развитие и практическое воплощение в жизнь концепции прав человека. Само это понятие – права человека – появилось в эпоху буржуазных революций. Прогрессивные мыслители того времени полагали, что каждому человеку присуща от рождения некая совокупность прав – на жизнь, на свободу личности, слова, совести, на владение собственностью и т.д. Практическим воплощением этой концепции стала Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789-м – первом году Великой французской буржуазной революции Учредительным собранием Франции и ставшая преамбулой первой Конституции Франции (1791 год).
Источником всей верховной власти Декларация провозглашала нацию. В её тексте торжественно заявлялось, что «люди рождаются и остаются равными в своих правах». Она предусматривала право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в принятии законов, провозглашала свободу слова, печати, передвижения. Произвольные аресты запрещались. Декларация также провозглашала, что «собственность есть нерушимое и священное право».
Декларация прав человека и гражданина вызвала во Франции подъём революционного энтузиазма и восторг передовых людей во многих странах, но сейчас мы хорошо видим: этот документ, по сути, устанавливал неограниченную свободу обогащения, освящал богатство одних и бедность других, свободу выбора любых занятий, включая свободу эксплуатации наёмного труда и капиталистического предпринимательства. Ограниченность буржуазной концепции прав человека очевидна: провозглашая всех граждан субъектами прав, буржуазное общество в силу своей природы не в состоянии реально обеспечить эти права всему населению. Кроме того, в списке прав человека первоначально даже не нашлось места социально-экономическим правам.
Ответ на вопрос, как разрешить это противоречие, дал марксизм, связавший свободу и права личности с освобождением трудящихся от эксплуатации и перестройкой социально-экономических отношений на базе общественной собственности на средства производства.
Практическое воплощение этих идей начали большевики во главе с В.И. Лениным после Великой Октябрьской социалистической революции. Выражением нового видения прав человека и гражданина стала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанная Лениным в первых числах января 1918 года. Принятая ВЦИК, она была предложена для утверждения Учредительным собранием на первом его заседании 5 января, но реакционное большинство уклонилось от обсуждения документа и отказалось признать Советскую власть. 6 января декретом ВЦИК Учредительное собрание было распущено. 12 января (25 января по новому стилю) III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Это был поистине исторический документ, который вскоре приобрёл и конституционное значение. Декларация вошла как вводный раздел в первую Советскую (и в целом в истории России) Конституцию, которая 10 июля 1918 года была принята V Всероссийским съездом Советов.
Что нового внесла Декларация, а затем и практика социалистического строительства в правовой статус человека и гражданина?
Определяя суть своего подхода к правам человека, Ленин писал: «Буржуазная демократия ограничивалась провозглашением формальных прав, равно распространяемых на всех граждан, например, права собраний, союзов, печати… В действительности, как административная практика, так и, главным образом, экономическое рабство трудящихся всегда ставило их при буржуазной демократии в невозможность сколько-либо широко пользоваться правами и свободами.
Напротив, пролетарская или советская демократия на место формального провозглашения прав и свобод ставит фактическое предоставление их, прежде всего и больше всего именно тем классам населения, которые были угнетаемы капитализмом, то есть пролетариату и крестьянству».
Исходя из этих ленинских положений Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа дала рабочим и крестьянам России невиданные ранее права.
Право на государственную власть. «Россия объявляется республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам».
Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком; беспощадное подавление сопротивления эксплуататоров; установление социалистической организации общества, Декларация дала трудящимся:
Право на землю. Частная собственность на землю отменяется, и земля со всеми постройками и инвентарём объявлялась достоянием всего трудящегося народа.
Право на основные средства производства. Декларация ставила задачу перехода «фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность рабоче-крестьянского государства».
Право на владение банками. Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства.
Право на владение оружием – вооружение трудящихся, образование Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.
Ну а как же демократические свободы – свобода совести, слова, собраний, союзов? Советская власть вовсе не отказывалась от этих прав и свобод, и они были записаны в первую Советскую Конституцию.
Правда, эти права и свободы имели не все. Эксплуататорские и враждебные элементы, лица, прибегающие к наёмному труду и жившие на нетрудовые доходы, этих прав лишались, включая и избирательное право, и, как видим, право владения оружием. Эти люди составляли меньшинство населения страны.
Для сравнения: в момент написания Конституции США, которой американцы так гордятся, из 3 миллионов населения страны было всего 120 тысяч избирателей. Остальные – женщины, чернокожие рабы и индейцы, а также те, кто не имел собственности (земли или капитала) – мелкие фермеры, рабочие, бедные ремесленники, – были лишены избирательных прав.
В середине 30-х годов XX века задачи, поставленные Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа – ликвидация эксплуатации и установление социалистической организации, – были решены. Законодательным закреплением этого стала Конституция СССР 1936 года. Сталинская Конституция, как её сразу назвали. Она закрепила за гражданами СССР великие права на труд, образование, отдых, материальную обеспеченность в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Женщине были предоставлены равные права с мужчиной. Равноправие граждан СССР независимо от их национальности и расы стало законом. Гражданам СССР гарантировались неприкосновенность личности, жилища и тайна переписки, демократические свободы: слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право объединения в общественные организации. И эти невиданные в истории права и свободы трудящихся были обеспечены материально всей системой социалистического хозяйства, не знавшего кризисов, анархии, безработицы.
Крайне остро поставил вопрос соблюдения прав человека выход на историческую арену в 20-30-х годах прошлого века фашизма – кровавой террористической диктатуры наиболее реакционных, шовинистических отрядов монополистической буржуазии. Для фашизма характерны крайний антикоммунизм, неприятие гуманизма, демократии и полное пренебрежение правами человека. Победа СССР над нацистской Германией и милитаристской Японией спасла человечество от чудовищной тирании, от полного забвения прав и свобод человека.
СССР принадлежала важная роль в определении справедливых принципов послевоенного устройства.
Организация Объединённых Наций, одним из основателей которой был СССР, ставила своей целью: «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принёсшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и равенство прав больших и малых наций» (из Устава ООН).
В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека – документ, содержащий перечень основных прав и свобод человека, признаваемых сообществом государств. Очень важно, что в неё вошли не только права личности времён буржуазных революций, но и социальные права – на труд, отдых, образование, то есть именно те, которые впервые были обеспечены социалистическим строем в СССР и зафиксированы в Сталинской Конституции.
Но тогда, в 1947 году, провозглашение этих прав было чисто формальным, и не случайно СССР воздержался при голосовании по этому документу. Самая главная опасность для всего человечества и для каждого простого человека тогда была в атомной монополии США. Руководство Соединённых Штатов готовило чудовищное преступление – нападение на СССР с использованием атомного оружия.
В 1949 году в СССР была испытана своя атомная бомба. К 1957 году Советский Союз создал баллистические ракеты, способные донести атомную боеголовку до территории США. В середине 1960-х годов был достигнут ядерный паритет между СССР и США. Военный потенциал СССР, его миролюбивая внешняя политика дали советскому человеку великие права – право на мир и право на жизнь.
Тогда, во второй половине 60-х годов прошлого века, соотношение сил в пользу сторонников социального прогресса изменилось не только в военной, но и в общественно-политической области. Окрепла возникшая после Второй мировой войны мировая система социализма. Распались колониальные империи, и десятки стран получили независимость. Благодаря успехам социализма буржуазия развитых капиталистических стран была вынуждена идти на уступки в отношении заработной платы, социальных гарантий и т.д.
Отражением успехов в борьбе за права и свободы трудящегося человека стала резолюция Генеральной Ассамблеи ООН Декларация социального прогресса и развития, принятая 11 декабря 1969 года. Выражая волю человечества, одобренная большинством членов ООН, в первую очередь социалистических и развивающихся стран, эта Декларация имела значительный морально-политический эффект. Принятая сорок один год назад Генеральной Ассамблеей ООН Декларация социального прогресса и развития никем и никогда не отменялась и сейчас имеет для нас характер важного политического документа.
Преамбула документа говорит, что «человек может добиться полного осуществления своих чаяний лишь в условиях справедливого социального порядка…». А что такое «справедливый социальный порядок»? Это такой порядок, который требует, как говорит статья 2 Декларации, «незамедлительной и окончательной ликвидации всех форм неравенства, эксплуатации народов и отдельных лиц (выделено мной. – А.П.), колониализма, расизма, включая нацизм…».
Как видим, в отличие от абстрактности Декларации прав человека 1948 года, Декларация социального прогресса и развития 1969 года совершенно конкретна и видит главное условие обеспечения прав так же, как и ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в «незамедлительной и окончательной» ликвидации неравенства и эксплуатации.
В Декларации 1969 года нет слова «социализм». Но статья 6 говорит о праве на труд и необходимости установления «таких форм собственности на землю и средства производства, которые исключают любые формы эксплуатации человека, обеспечивают равные права на собственность для всех и создают условия, ведущие к подлинному равенству среди людей».
Задача эта – создать условия, ведущие к подлинному равенству среди людей, ликвидировать эксплуатацию человека – в 1918 году была поставлена III съездом Советов перед рабочими и крестьянами тогда разорённой империалистической войной, нищей и голодной Советской России. Через 50 лет Советский Союз и другие страны социалистического содружества, ликвидировав эксплуатацию, обеспечив соблюдение прав человека в своих странах, поставили задачу обеспечения прав трудящегося народа перед всем человечеством.
Не получилось. Более того, в России и странах Восточной Европы произошёл откат назад. И то, что случилось в России, стало не только нарушением ленинской Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, но и важнейших документов ООН. О каком «справедливом социальном порядке», исключении «любых форм эксплуатации человека» и «равных правах на собственность» может идти речь в современной России?
Конституция вроде бы обеспечивает права (глава 2. Права и свободы человека и гражданина), записанные во Всеобщей декларации прав человека. Я говорю «вроде бы» потому, что в Конституции РФ есть право на труд (статья 37), но нет, например, предусмотренного Декларацией прав человека 1948 года права каждого работающего на «справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемого, при необходимости, другими средствами социального обеспечения».
Апологеты буржуазного общества хвастаются личными правами и свободами человека, провозглашёнными буржуазными конституциями, в том числе Конституцией РФ. Но сами эти права без социальных прав для трудящихся не играют существенной роли. Как можно говорить о праве на получение информации применительно к лицам, не имеющим возможности получить хотя бы элементарное образование? Или о праве выезжать за границу – в отношении тех, кто лишён возможности заработать на хлеб? Как может воспользоваться правом неприкосновенности жилища тот, у кого его вообще нет? Именно социально-экономические права – а их даёт трудящемуся человеку социализм – являются фундаментом личных.
Именно поэтому борьба за социализм есть борьба за права человека, а борьба за права человека есть борьба за социализм.
А. ПАРФЁНОВ, рабочий, г. Дмитров, Московская область