Об уроках денежной реформы в нашей стране 75 лет назад
В конце года исполняется 75 лет со времени проведения в СССР денежной реформы 1947 года. Та реформа выходила за рамки обычной и затрагивала сферу розничных цен. Вспомнить о событии 75-летней давности стоило бы ради того, чтобы извлечь уроки для сегодняшней России.
Денежную реформу 1947 года ещё называют сталинской, поскольку её инициатором и был Сталин, тогдашний председатель Совета Министров СССР. А главным исполнителем – министр финансов Арсений Григорьевич Зверев (1900–1969). Целью реформы 1947 года было скорейшее послевоенное восстановление экономики и жизненного уровня граждан. Более конкретно реформа преследовала цель восстановить равновесие между денежной и товарными массами. Ещё более конкретно: осуществить ликвидацию денежного навеса, возникшего в результате работы «печатного станка» в первые годы Великой Отечественной войны. Встречаются разные оценки увеличения денежной массы в СССР за время войны 1941-45 гг. (минимальные – в 2,4 раза; максимальные – в 6 раз). Произошло заметное обесценивание советского рубля, что не могло не отразиться на товарных ценах.
Впрочем, в первые послевоенные годы практически все страны Европы провели денежные реформы. В Нидерландах в результате обмена банкнот денежная масса сократилась с 5,5 миллиарда до 1,31 миллиарда гульденов по состоянию на октябрь 1945 года. Однако результат оказался краткосрочным, так как к ноябрю 1946 года в обращении было снова 3 миллиарда гульденов. Во Франции летом 1945 года был проведён обмен старых купюр на новые, денежная масса сократилась на 30%. Денежные реформы проводились и в Китае, в Японии.
Большинство денежных реформ того времени носили выраженный конфискационный характер: при размене старых денежных знаков на новые часть старых денег (нередко преобладающая) обнулялась (они не обменивались, ликвидировались). Когда говорят, что сталинская реформа 1947 года была конфискационной, подчеркивая её негативный характер, забывают, что на фоне большинства стран Европы советская реформа ликвидировала достаточно умеренную часть старых денежных знаков.
Реформа 1947 года одновременно отменяла карточную систему распределения товаров среди населения (была введена в июле 1941 года) и ликвидировала множественность цен. Были так называемые пайковые цены (приобретение товаров по карточкам) и цены коммерческие; вторые могли быть на порядок выше первых. Цены были приведены к единому знаменателю, и он был ниже среднего уровня цен до реформы. (В «Записках министра», странички из которых мы воспроизводим далее, даны очень ценные пояснения.)
13 декабря 1947 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «Об отмене карточной системы и денежной реформе» (не было обнародовано). Наконец, 14 декабря 1947 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) издали постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Оно было подписано председателем Совета Министров Союза ССР И.В. Сталиным и секретарём ЦК ВКП(б) А. Ждановым и опубликовано в центральных газетах. Денежная реформа, под которой прежде всего понимается обмен старых денежных знаков на новые, была проведена с 16 по 29 декабря 1947 года.
В соответствии с реформой 1947 г. банковские билеты изменили своё наименование. Вместо червонцев (которые были введены в ходе денежной реформы 1922–24 гг.) вводились билеты Госбанка достоинством в 10, 25, 50 и 100 рублей; наименование «червонец» на банковских билетах уступило место слову «рубль». Слово «червонец» стало постепенно уходить из обихода, в рублях стали вестись все исчисления денег в повседневной жизни. Наряду с банковскими билетами в обращение поступили казначейские купюры (эмитировались Минфином СССР) достоинством 1, 3 и 5 рублей. Все эти денежные знаки оставались в обращении до 1 апреля 1961 года, когда была проведена деноминация рубля. Кстати, качество новых бумажных денежных знаков, пущенных в обращение в 1947 году, было значительно лучше (выше срок жизни, большая защищенность от подделок), хотя об этой стороне реформы власти ничего не говорили…
Примечательно, что все обязательства, требования и другие стоимостные показатели в хозяйственных договорах сохраняли свои прежние значения. Неизменной оставалась и заработная плата.
Производился также обмен облигаций старых образцов на новые…
Снижение цен после денежной реформы позволило повысить покупательную способность рубля и его валютный курс…
* * *
Одновременно с собственно денежной реформой была проведена реформа цен. Исчезли карточная система, пайковые цены (льготные цены, по которым отпускались товары предъявителям карточек), коммерческие цены. Устанавливались единые цены. Ниже существовавших пайковых цен устанавливались цены на самые жизненно необходимые товары. Например, на хлеб и муку – в среднем на 12 % против последних пайковых цен; на крупу и макароны – в среднем на 10 %. А на такие продукты, как мясо, рыба, жиры, сахар, кондитерские изделия, соль, картофель и овощи, а также на табак и спички цены устанавливались на уровне последних пайковых цен. Что касается таких продуктов, как молоко, яйца, чай, фрукты, то новые цены имели промежуточное значение между последними пайковыми и коммерческими ценами. По промышленным товарам (ткани, обувь, одежда, трикотажные изделия и др.) новые цены привязывались к коммерческим и устанавливались ниже последних в 3,2 раза. Были некоторые товары, которые не относились к категории жизненно необходимых, и на них всегда существовали только коммерческие цены. Это, прежде всего, винно-водочные изделия. Цены на них остались без изменения.
Главным результатом пересмотра цен на продовольственные и промышленные потребительские товары было заметное снижение общего уровня цен.
Следует признать, что у реформы 1947 года были немалые издержки. Несмотря на то, что реформа готовилась в условиях высокой секретности, утечки информации произошли. Люди стали готовиться к реформе, пытаясь минимизировать свои потери. Стали доставать наличные из-под матрасов и нести в сберкассы; крупные суммы распределять среди родственников и надежных знакомых; приобретать по коммерческим ценам дорогие товары в комиссионных магазинах. «Утечки» существенно смягчили запланированный удар по накоплениям спекулянтов.
Были сильные удары и по малообеспеченным гражданам. Так, отмена карточек в провинции не была должным образом компенсирована достаточным количеством товаров (товарные запасы, как я сказал, были подготовлены преимущественно лишь в Москве и Ленинграде). В ряде областей в 1948 году товарные дефициты были даже более острыми, чем в дореформенном 1947 году.
Однако, если подводить общий итог, то, конечно, его надо оценить со знаком «плюс». Послевоенные денежные реформы в других странах сопровождались гораздо более серьёзными издержками для большинства населения. Ведь большая часть избыточной денежной массы на Западе была сосредоточена в руках очень небольшой кучки богатейших людей, которые умели защищать свои накопления.
Хотя иногда у нас пишут, что тогдашнее снижение розничных цен привело к повышению благосостояния советских людей, тут надо сделать оговорки. В 1948 году произошло обострение товарных дефицитов. Однако уже в 1949 году перекосы между денежными доходами и предложением потребительских товаров на рынке стали преодолеваться. Примечательно, что ценовая реформа 1947 года дала старт ежегодному понижению розничных цен на потребительские товары, которое продолжалось до 1953 года включительно.
Итак, реформа не ограничивалась сферой денежного обращения. Она отменяла карточную систему распределения товаров первой необходимости (введенную в июле 1941 года). Во многих других странах карточные системы были отменены позже: в Японии в 1949 году, а в Великобритании – в 1953 году. Реформа 1947 года внесла также серьёзные изменения в систему розничных цен.
Во-первых, отменялась система двойных цен – «пайковых» и «коммерческих». Первые – цены на товары, которые распределялись по карточкам. Вторые – цены на товары в свободной продаже. На некоторые товары вторые цены были выше первых на порядок. В декабре 1947 года в связи с отменой карточек были введены единые цены.
Во-вторых, среднее значение новых единых цен было ближе к ранее существовавшим пайковым ценам, нежели к коммерческим. Многие новые цены были даже ниже ранее существовавших пайковых – на хлеб, муку, крупу, макароны. А на такие продукты, как мясо, рыба, жиры, сахар, кондитерские изделия, соль, картофель и овощи, а также на табак, спички и некоторые другие товары цены устанавливались на уровне последних пайковых цен. По промышленным товарам (одежда, ткани, обувь и др.) новые цены были установлены на уровне, который был в 3,2 раза ниже коммерческих.
В итоге в декабре 1947 г. произошло очень радикальное снижение розничных цен.
Реформа 1947 года предусматривала сохранение заработных плат на прежнем уровне (средний уровень месячной зарплаты был 400-500 рублей). Если, по разным оценкам денежная масса в результате реформы сократилась в 2,5-3 раза, то логично предположить, что покупательная способность каждого рубля зарплаты выросла точно в такой же пропорции. Следовательно, должно было произойти очень значительное повышение жизненного уровня граждан СССР. Однако 1948 год показал, что повышение произошло лишь в крупных городах (особенно в Москве и Ленинграде), где заранее были розданы большие резервы потребительских товаров. В провинции отмена карточек не сопровождалась увеличением предложения товаров в свободной торговле.
Советское руководство с начала индустриализации проводило курс на ускоренное развитие отраслей группы «А» (производство средств производства) по сравнению с отраслями группы «Б» (производство потребительских товаров). Обозначившийся в начале 1948 года дефицит потребительских товаров стали преодолевать за счёт внесения корректив в планы развития народного хозяйства и сближения темпов развития групп отраслей «А* и «Б». Розничная торговля начала постепенно наполняться товарами.
Параллельно с ускорением развития отраслей группы «Б» (хотя по группе «А» темпы роста всё равно оставались выше) был взят стратегический курс на последовательное снижение розничных цен. После первого снижения 1947-48 гг. были ежегодные снижения в 1949,1950,1951,1952 и 1953 гг. Всего было шесть снижений. После первого зимнего остальные понижения проводились весной – в марте или апреле. В народе шутили, что это подарок от Сталина к Пасхе. Все шесть решений по снижению согласовывались н утверждались Председателем Совета Министров СССР И.В. Сталиным. Последнее понижение состоялось 1 апреля 1953 года, через несколько недель после смерти Сталина.
По итогам всех шести снижений, по оценкам советских экономистов, цены на продовольственные товары в СССР уменьшились на 47%.
Некоторые обобщённые цифры по пяти снижениям цен были оглашены на XIX съезде КПСС (октябрь 1952 года): в 1952 году стоимость хлеба составила 39 % от цены конца 1947 года, молока – 72%, мяса – 42%, сахара – 49%, сливочного масла – 37%. И это происходило на фоне повышения цен в странах капитализма. За тот же период времени цена на хлеб выросла на 28% в США, на 90 % в Англии, во Франции более чем вдвое; стоимость мяса в США выросла на 26%, в Англии – на 35%, во Франции – на 88%.
Как отмечалось на XIX съезде КПСС, повышение жизненного уровня граждан СССР обеспечивалось с помощью двух параллельных процессов: снижения розничных цен и повышения номинального уровня зарплат. Первый способ был приоритетным. Если в 1948 году реальные зарплаты (с учетом покупательной способности советского рубпя) в среднем были на 20% ниже довоенного уровня, то в 1952 г. они превышали довоенный уровень на 25%.
Одним из показателей социально-экономического эффекта ежегодных реформ цен является величина суммарного снижения цен в рублях в розничной торговле СССР. Снижение цен на первом этапе привело к удешевлению товаров массового потребления по линии государственной розничной торговли в течение 1948 года по меньшей мере на 57 млрд. руб. Эта сумма представляла чистый убыток для государственного бюджета (основным источником формирования бюджета был налог с оборота, суммарные объёмы которого напрямую зависели от уровня розничных цен). Убыток нужно было покрыть, и он действительно был покрыт впоследствии правительством благодаря росту производительности труда, подъёму производства товаров массового потребления, снижению себестоимости продукции. Такое снижение цен было чистым выигрышем для населения.
Снижение цен на товары в государственной розничной торговле вызвало снижение цен на колхозном и кооперативном рынках. Доля колхозных и кооперативных товаров в общей массе товаров, продаваемых населению в течение года, составляла около трети. Можно предположить, что снижение цен на товары колхозной и кооперативной торговли дало удешевление этих товаров по меньшей мере на 29 млрд. руб. Следовательно, население выиграло от снижения цен по всем секторам розничной торговли в течение года около 86 млрд. руб.
1 марта 1949 г. началось второе плановое снижение розничных цен в государственной торговле с годовым эффектом 48 млрд. руб. и дополнительным эффектом в секторе колхозной и кооперативной торговли в размере 23 млрд. руб. Суммарный годовой эффект составил 71 млрд. руб.
По шестому снижению показатель по сектору государственной торговли составил 53 млрд. руб; Для ориентировки отмечу, что в 1953 году бюджет СССР (расходная часть) равнялся 515 млрд. руб.
Источником снижения цен была не государственная казна, а снижение себестоимости шаоизводства товаров. Так, по данным Госплана СССР (документы для служебного пользования раскрыты были лишь недавно), общее снижение себестоимости промышленной продукции в четвертой пятилетке (1946-1950 гг.) составило 17%. А в пятой пятилетке (1951-1955 гг.) снижение себестоимости было рекордным за всю историю СССР – на 23,3%.
Итак, рассматривая вопрос снижения розничных цен, мы пришли к выводу о том, что в указанный период функционировал противозатратный механизм экономики. Впрочем, такой механизм действовал и до реформы 1947 года.. Он был запущен в годы индустриализации. До каждого предприятия доводился план по снижению себестоимости продукции. Снижение издержек производства в промышленности (особенно оборонной) происходило даже в годы Великой Отечественной войны (что видно по раскрытым документам). Это стало залогом экономической победы в Великой Отечественной войне.
Рассмотрение противозатратного механизма советской экономики (который функционировал примерно четверть века и начал постепенно разрушаться после смерти И.В. Сталина) заслуживает отдельного большого разговора. Здесь я лишь приведу краткое объяснение этого механизма, данное современным экономистом Александром Ломкиным:
«Система государственного планирования и распределения, целенаправленное сокращение издержек создавали экономическую модель, в которой хозяйственные звенья не дублировали друг друга. В такой системе разработка и освоение новой продукции осуществлялись централизованно, в интересах государства, а не отдельного предприятия. Запланированный объем производимых товаров соотносился с выявленным спросом, затраты на логистику сокращались… Сталинская экономика работала без посредников и перекупщиков. Число управленцев в народном хозяйстве минимизировалось, оптовые цены устанавливались строго исходя из издержек. Предприятия не платили государству за разработку природных ресурсов. Промежуточная продукция (от сырья до комплектующих) товаром не считалась и налогами не облагалась». Краткое описание этого механизма читатели могут найти и в моей статье «России надо стать корпорацией».
Возникает вопрос: а проживи Сталин еще десять или двадцать лет, что было бы с ценами? Неужели каждую весну Председатель Совета министров по-прежнему продолжал бы делать пасхальные подарки советскому народу? Судя по некоторым воспоминаниям современников и высказываниям самого Сталина, продолжал бы! Это было частью его стратегии или, если хотите, идеологии. Наиболее развернутое объяснение этому курсу Сталина мы находим в его работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952), а также в его письменных комментариях в связи с дискуссиями по подготовке учебника политэкономии социализма (большая часть их также датируется 1952 годом). Это была стратегия построения полного социализма и постепенного перехода к коммунизму.
В известной книге «140 бесед с Молотовым» Феликса Чуева приводится такой сюжет: «Перед первой послевоенной сессией Верховного Совета кто-то из маршалов, кажется, Василевский, спросил у него, как он себе представляет коммунизм? «Я считаю, – сказал Сталин, – начальная фаза или первая ступень коммунизма практически начнется тогда, когда мы начнем раздавать населению хлеб задаром». И вот, по-моему, Воронов спрашивает: «Товарищ Сталин, как же – задаром хлеб, это невозможное дело!». Сталин подвел нас к окошку: «Что там?» – «Река, товарищ Сталин»,, – «Вода?» – «Вода». – «А почему нет очереди за водой? Вот видите, вы и не задумывались, что может быть у нас в государстве такое положение и с хлебом». Походил, походил и говорит: «Знаете, что, если не будет международных осложнений, а я под ними понимаю только войну, я думаю, что это наступит в 1960 году» (запись 02.12.1971).
Уже почти семь десятилетий наш народ живет без этих чудесных снижений розничных цен. В советское время после 1953 года стала проводиться политика стабилизации розничных цен. А средством повышения жизненного уровня советских людей стало повышение заработных плат. Акценты в социально-экономической политике были изменены. Самое неприятное и обидное, что постепенно происходило ослабление действия противозатратг ного механизма советской экономики. В экономическом соревновании с Западом Советский Союз продолжал сохранять преимущества, но они постепенно нивелировались в результате действий Н.С. Хрущева. Еще более серьезный удар по Противозатратному механизму нанесла реформа Косыгина-Либермана, которая переводила советские предприятия на хозрасчет и-делала прибыль одним из главных показателей их деятельности.
* * *
Российская Федерация с момента ее рождения сразу же встала на рельсы капиталистического развития. Сторонники этой экономической модели убеждали наших граждан в том, что она, во-первых, включит механизмы снижения затрат (издержек производства); во-вторых, будет приводить к снижению цен на товары и услуги.
Не надо забывать, что мы живем в XXI веке. А еще с конца XIX века капитализм во всем мире стал перерастать в свою высшую форму – монополистическую. Монополии (тресты, концерны, синдикаты, картели) своей главной целью видят в установлении монопольно высоких цен на производимый продукт. Цены на те же потребительские товары в розничной торговле могут только расти, но не падать. Оппоненты могут сказать, что кроме монопольно высоких цен есть еще монопольНа низкие – на закупаемое сырье, рабочую силу и другие компоненты издержек производства. Да, монополии могут добиваться снижения издержек производства (как путем всяческого занижения закупочных цен, так и путем внедрения новых технологий). Но ведь цель такого снижения издержек не в том, чтобы снижать цены конечного продукта, а в том» чтобы максимизировать прибыль капиталистического предприятия.
Сегодня в России многие политики выступают с требованиями к государству сдерживать рост цен на потребительские товары, а на жизненно необходимые даже снижать. При сохранении капиталистической модели экономики эти лозунги надо считать утопическими. Их реализация мыслима лишь при смене экономической модели на ту, при которой возможно проведение шести последовательных ежегодных снижений цен, как это имело место в 1947-1953 годах.
В. Катасонов, «Отечественные записки»