Такой почти гамлетовский выбор встал перед гражданами России в отношении мессенджера MAX. Сырой, толком не проверенный (в стадии бета-тестирования) мессенджер усиленно рекламируют по всем СМИ, чиновники и государственные органы зазывают в MAX не хуже торговцев на рынке. Но народ энтузиазма по поводу MAX не испытывает, поэтому власти решили загнать туда всех принудительно, создав условия, когда без этого мессенджера просто нельзя обойтись.
В июне 2025 года Госдума приняла закон о создании российского национального мессенджера. Незадолго до этого В.В. Путин обратился к руководителям всех ведомств с поручением целенаправленно организовать работу по поддержке российского мессенджера и перевести на эту платформу все государственные услуги.
Национальным мессенджером стал MAX. Его разработала дочерняя компания VK «Коммуникационная платформа» при поддержке государства. Официально сервис позиционируется как отечественная альтернатива Telegram, WhatsApp и китайскому WeChat, а в перспективе должен стать универсальным цифровым инструментом для общения, платежей и государственных услуг.
В отдельных регионах госуслуги уже доступны через MAX. Кроме того, в MAX переносят родительские и домовые чаты из VK и других соцсетей и мессенджеров.
С 1 сентября 2025 года MAX станет обязательным для предустановки на все новые смартфоны, планшеты и компьютеры, продаваемые в России. По данным СМИ, MAX настоятельно рекомендовали региональным чиновникам и учителям для служебной переписки и общения с учениками.
На фоне сообщений о возможных блокировках всех иностранных мессенджеров эксперты допускают, что скоро у россиян может не остаться доступных альтернатив MAX. «Вероятность — 10%, но это именно тот вариант, к которому закон уже подготовил инфраструктуру», — пишет портал Security Lab, связанный с компанией Positive Technologies, занимающейся кибербезопасностью.
Мессенджер создавали для того, чтобы усилить контроль за россиянами, считает руководитель организации «Роскомсвобода» Артём Козлюк. По его словам, российские власти планировали централизовать и взять под контроль коммуникации и различные цифровые потоки: социальные, финансовые, информационные, просветительские. В качестве примера был выбран WeChat в Китае, который служит для подавляющего большинства жителей страны и главным мессенджером, и средством платежей, и заменой соцсетей, но главное — находится под тотальным контролем властей Китая с отслеживанием всех действий пользователей и цензурой.
«Нечто подобное хотят реализовать в России, но остаётся вопрос: как загнать туда всех пользователей из РФ? Первое, самое очевидное — интегрировать туда полезные сервисы для всех. Поэтому самым первым вопросом идёт интеграция мессенджера с “Госуслугами”», — говорит Козлюк.
Сервис заявляет о сквозном шифровании переписки и хранении данных на территории России. Однако никаких подтверждений этому нет, говорит глава проекта «Сетевые свободы» адвокат Станислав Селезнёв. «МАХ собирает на свой сервер огромное количество данных о пользователе и устройстве. Смотрит характеристики устройства, контакты, список иных установленных приложений и собирает массу прочей информации».
«Если вы защищаете свои данные и переписку от иностранных спецслужб и кибермошенников, то информации о сливах данных и взломах пока нет. Если от третьих лиц и различных госслужб внутри России, то надо отдавать себе отчёт, что данный мессенджер разработан в российской компании под контролем государства», — говорит глава «Роскомсвободы» и продолжает: «Конечно, есть риски использования ваших данных без вашего ведома в различных целях».
Претензии к безопасности мессенджера возникали даже у ФСБ, сообщали журналисты. Впрочем, в Минцифры уверяли, что все требования спецслужбы выполнены.
Станислав Селезнёв считает, что самый эффективный способ сохранить свои данные в безопасности — использовать для MAX и прочих официальных приложений отдельное устройство. «На этом телефоне MAX, VK, “Яндекс”, банки, “Госуслуги” и прочие российские приложения (такси, доставки, магазины и так далее). Второй телефон — личный, с безопасными мессенджерами, YouTube, защитой VPN, Signal, WhatsApp, облачными хранилищами, менеджерами паролей», — советует он.
Артем Козлюк из «Роскомсвободы» советует не вести в MAX переписки на личные и чувствительные темы. «Обезопасить внутри этой платформы себя будет сложно. Сервис может негласно собирать о вас чувствительные данные, например о вашем местоположении, сетевых настройках, иметь доступ к микрофону, камере, медиа, календарю — смотря к чему данное приложение будет требовать обязательное разрешение доступа», — говорит эксперт.
Нас изучают, как хотят. Все наши болезни, предпочтения, половую жизнь, проблемы, вкусы и политические предпочтения — все это сканируется нашими приложениями и выдаёт результаты их разработчикам.
Вышел мессенджер национальный, это прекрасно, казалось бы. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что он написан не полностью нашими разработчиками, а соткан из множества блоков и модулей, которые делали не наши люди, а, внимание, просто взяли чьё-то, чужое то есть.
Не сами придумывали, писали код, чертыхались, матерились, рожали идею, от идеи шли к рабочему варианту, нет — просто взяли чужое и прикрутили, как с китайской машиной «москвич».
Национальный мессенджер великой державе нужен, безусловно. Мы впереди планеты всей по удобству интернета для людей, онлайн банкинг и госуслуги таким странам, как Германия только снятся. Но вот сделали первый раз по-русски – всё и вышло тяп-ляп.
Давайте по-простому, для тех, кто далёк от среды айтишников. Представьте, нам поручено создать ракету, мы берём — и пятый модуль второй ступени покупаем у французов, а электронику у шведов и заряжаем её чипами тайваньскими.
Ракета полетела, но в модуле от французов стоит датчик, который известен только тому, кто его ставил, и он следит за атмосферой, скоростью и другими важными данными из нашей ракеты, шведская электроника так же пропускает через себя все полётные данные, все проблемы на борту, взаимодействия разных приборов и передаёт шведам.
Так вот, в «национальном» мессенджере оказалось много опенсорсных (c открытым исходным кодом) решений, и один прекрасный человек говорит (https://t.me/MaksLifeOff/35105) нам: ребята, да вы отсталые, зачем делать ракету самому, когда есть же уже всё готовое. Не хотим обсуждать этого блогера, но посоветуем ему набраться неких компетенций, чтобы не выглядеть смешно или глупо.
В тусовке разработчиков всего мира брать опенсорсные решения — это дурной тон, это делают только тогда, когда не могут создать своё. Тогда берут чужое, но рискуют. В нашем случае идёт речь о программе, в которой будут пользовательские данные всей страны и доступ к госуслугам впоследствии. Ребята, вы там в своём уме? Как вы додумались до такого?
Взять открытый код калькулятора или приложения для игры в нарды, или какую-то игру обезличенную — и то крайне высок риск того, что вы поставили в итоге себе на телефон скрытый майнер крипты на ваших мощностях. Но не мессенджер же для всех граждан. Это национальная угроза, залатайте срочно дыры, перепишите срочно код, в таком продукте не должно быть стороннего кода, это дурной тон или зашквар. Если вы об этом не знали, то поисковик вам в помощь или интеллект искусственный.
А вот зачем Роскомнадзор так распоясался в деле блокировки мессенджеров. Чтобы вы больше платили за мобильную связь (ибо интернет-телефония дешевле). Может, стоит присмотреться, а нет ли каких-то договорённостей с сотовыми операторами?
Через мессенджер MAX тоже мошенники звонят вовсю, но его не блокируют почему-то… И да, в MAX уже вовсю продают аккаунты. И в Максе, оказывается, больше аккаунтов на продажу, чем в том же Телеграме. И дешевле. Словно это «акция для мошенников: оптом скидки». Так что будьте осторожны с Максом, товарищи.
М. Одинцов, по материалам СМИ