В Тюмени находилась одна из первых в Сибири Ямских слобод, Царь в грамоте от 28 января 1601 г. тюменскому воеводе Луке Щербакову указал «на Тюмени устроить ямщиков. И как к тебе ся наша грамота придёт, и ты бы вперёд на Тюмени ямщиков прибрал. А из каких людей учнут на Тюмени в ямщики прибираться, и ты б о том отписал к нам к Москве…».
В 1601 году был учреждён Тюменский ям (ям – дорога), Из Москвы сюда прислали 50 ямщиков, на которых возложили гоньбу по казённым надобностям. Первые годы они жили на посаде. С разрешения царя Бориса Годунова ямщики образовали станцию – «ям». С 1605 года они стали переселяться за Тюменку, где и возникла первая в Сибири Ямская слобода. В 1640-1642 гг. при воеводе Г. Барятинском Ямская, Татаро-Бухарская, Кожевенная слободы и центр города обнесли стенами.
В начале XVII века Тюмень стала крупным транспортным центром Зауралья. Через Тюмень проложили дорогу из европейской части России. По трактам двигались обозы со всевозможными грузами из России в Сибирь и обратно. В 1629 г. вышел новый указ царя Михаила Фёдоровича об ямщиках и их жалованьи. В Тюмень добавили ещё 50 ямщиков. После указа их стало 171. Ям состоял теперь из 88 дворов.
Ямщики – представители древней русской профессии, занимались извозом, почтовой гоньбой. До сих пор место, где жили ямщики, называется улицей Ямской. Улица Ямская – часть древнего торгового пути. Переезды между городами были длинные. Ямщики вели гоньбу от Тюмени до Тобольска, Туринска, Соли Камской, Тары. Царь кроме коней разрешил ямщикам держать суда с вёслами. В первые годы город подвергался нападениям кочевников. Рассказ об этом лёг в основу «Повести о Таре и Тюмени» в 1636 г. русского летописца дьяка Тобольского архиепископского дома Саввы Есипова.
Ко времени учреждения Сибирской губернии в 1708 году на сибирских просторах уже работала государственная служба доставки правительственной корреспонденции. Царские указы и другие важные сообщения первоначально доставлялись в города и войска особыми гонцами. Впоследствии некоторые населённые пункты обязаны были держать для этой цели положенное число ямщиков, появились почтовые станции (слово «почта» в переводе с латинского языка означает «станция с переменными лошадьми»). Первые жители Тюменского острога на рубеже XVI–XVII вв. основали деревни в окрестностях Тюмени, где стали выращивать хлеб и держать скот. Из деревень получали горожане хлеб, молоко, мясо, яйца, овощи. На территории района, в сёлах и деревнях возникли многие ремёсла, которые перекочевали в Тюмень и стали основой городской промышленности. Город постоянно пополнялся крестьянами из деревень. В XVIII веке стало формироваться купеческое сословие в Тюмени, первые купцы были выходцами из крестьян ближних сёл и деревень.
Ямщики жили своей тесной общиной, и первое, что видели путешественники при въезде в Тюмень – это Ямскую слободу: жильё ямщиков. В конце XVI века казаки и стрельцы построили первый мост через речку Тюменку, который давал выход к пашням и сенокосам. Он располагался в овраге и многократно перестраивался. Крутые спуски и подъёмы с трудом преодолевали лошади, запряжённые в возы.
Ямщики строили всё сами: дома, конюшни, амбары, бани, кузницы, дома для проезжающих, смотрителя станции и канцелярии. Повозки, сани, телеги и сундуки для ямщиков изготавливали местные мастера. Из Каменки поставляли знаменитые ковры, которыми застилали сани. В деревне Кулаковой в год делали 1600 телег. Телеги пользовались большим спросом ещё в начале ХХ века.
Ямщик ехал на тройке лошадей. Непременный атрибут тройки – колокольчик. В Тюмени для всей Сибири изготавливали колокольчики. Производством поддужных колокольчиков занимались сибирские купцы Гилёвы, Шапошниковы, Плехановы, Серебренниковы, В 1741 году Ямская слобода насчитывала 247 дворов. В любую погоду, по бездорожью исполняли ямщики государеву повинность. Особенно тяжко было в те годы, когда случался падёж лошадей.
В одной из книг XIX века рассказывается – «Ямщик должен иметь добрую лошадь, которая бы не приставала, будучи недели 2-3 и больше в дороге, сани с ядрёными берёзовыми полозьями, с веревочной обдержкой и рогожами для закрытия клади и крепкую, надежную сбрую. В дорогу он собирается медленно, не торопясь. Идут ямщики день – идут за возами. Мороз сибирский леденит кровь в жилах, падает инеем на гривы лошадей и бороды ямщиков. Они идут неторопливо, покрикивая на лошадей. На постоялом дворе дают роздых лошадям и, поев сытно, по-ямщицки, спят немного, пока кони не съедят свой корм. Напоив коней, выступают опять в дорогу, не останавливаясь на ночлег».
Казанский монах Нифонт в 1616 г. на пожертвования тюменцев заложил в Ямской слободе деревянный мужской Преображенский монастырь, в котором вначале «было 3 монаха, да дьякон, да пономарь». Царь повелел для монастыря выделить ругу – денежные выдачи, земли, угодья. Между реками Тюменкой и Бабарынкой возле деревни Метелёво и были первые русские пашни в Сибири. здесь держали пасеку.
В 1705 г. в Тюмени во время большого пожара сгорело 729 дворов, в том числе и деревянная церковь монастыря. Пётр I разрешил построить на этом месте каменную церковь. Он повелел «в качестве основной рабочей силы использовать ссыльных людей, а для доставки леса и дров пригородных крестьян. Из Верхотурского уезда повелел пашенным и оброчным крестьянам доставить на строительство 4 струга белого камня». Монастырь переименовали в Свято-Троицкий. В монастыре стал работать госпиталь – первая лечебница Тюмени. Сегодня монастырь единственное строение оставшееся от Ямской слободы. Деревянные дома по улице регулярно сносились. Спад ямского промысла произошёл в конце XIX века с появлением пароходства и железной дороги в Сибири.
Л.В. Звонарёва, г. Тюмень