300 лет назад 8 февраля в 1724 г. по указу Петра I была основана Академия наук – высшее научное заведение в России. Это День российской науки. За годы Советской власти подготовлено свыше 12 млн. специалистов с высшим образованием. В СССР исторически сложились 3 группы вузов: университеты, политехнические институты и специализированные (отраслевые) институты.
Руководство системой образования и исследовательской работой в высшей школе осуществляло министерство высшего и среднего специального образования СССР. Финансирование НТП складывалось из расходов из государственного бюджета и собственных средств предприятий и организаций, направляемых на капитальные вложения, текущие расходы, организацию и управление, подготовку кадров. Развитие НТП СССР сопровождалось неуклонным ростом расходов на науку из государственного бюджета и других источников. Они составляли в млрд. рублей 0,3 – в 1940 г., 6,9 – в 1965 г., 11,2 – 1970 г., 17,4 – 1975 г.
Важной составной частью НТП являлись научно-исследовательские учреждения, проектные институты, конструкторские бюро промышленности, опытные и конструкторские работы. В отраслевых НИИ министерств и ведомств в начале 70-х годов было около 45% всех научных работников. В 1975 г. по сравнению с 1940 г. количество ежегодно поступающих изобретений и рационализаторских предложений возросло с 591 тыс. до 5113 тысяч, из них внедрённых с 202 тыс., до 3977 тыс.
Связь науки с производством от зарождения научных идей до внедрения новой техники и технологий носила ускоренный характер. 25 июня 1929 г. вышло постановление СНК СССР «Об организации Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина» Была создана Российская академия сельскохозяйственных наук. Задача – обобщение достижений мировой науки, содействие использованию достижений науки, передового опыта в колхозном и совхозном производстве планировании, координации научно-исследовательских работ.
В 1971-1975 гг. освоено производство и начат серийный выпуск 16,5 тыс. новых видов машин, оборудования, приборов (8,4 тыс. в 1966-1970 гг.) Это было свидетельством успешного научно-технического прогресса в СССР. Информационная служба в области науки стала составной частью НТП в СССР (в ней было занято 166 тыс. человек). В 1975 г. в научно-технической информационной сети имелось 10 всесоюзных НИИ, 83 центральных отраслевых органов и 93 территориальных центра информации.
СССР был членом 600 международных политических, экономических, научно-технических, культурных организаций. Из них 320 занимались изучением и решением вопросов экономики, науки, техники. Советские учёные участвовали в научно-технических программах ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), в Международной организации по стандартизации (МОС), Международной электротехнической комиссии (МЭК), в международных организациях, занимающихся решением актуальных проблем теоретической и практической физики, химии, механики, биологии.
Интенсификация международного научно-технического сотрудничества характеризовала научно-техническую революцию 70-х г., была действенным средством развития экономического потенциала страны.Важную роль в развитии НТП играли вузы и созданные при них научные организации. На начало 1975-76 учебного года в СССР насчитывалось 856 вузов (в 8 раз больше, чем в дореволюционной России).
Наука и технология нашего времени предстаёт в виде сложной социальной деятельности, которая требует значительных человеческих, материальных и финансовых ресурсов. По данным Института статистики ЮНЕСКО (2010 г.), лидирующими странами мира по расходам на исследования и развитие инноваций (в % от ВВП) являются: Израиль – 4,8, Япония – 3,4, США – 2,7 и Германия – 2,5.
В 90-х годах при капитализме в России отношение к науке изменилось. Академия ВАСХНИЛ прекратила своё существование в 1992 г. В России с 1991 г. по 1994 г. объём федеральных отчислений на науку сократился на 80%. В 1994 г. США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а Россия только 4 тысячи. Сократился научный потенциал России: в 1980 году в стране было свыше 3 млн. специалистов, в 1996 году – меньше 1 млн.
Протесты научных работников в России
В 2016 г. полным ходом началось. слияние институтов различного профиля в крупные научные центры. Объединение происходило не по принципу сходной тематики, а по географическому местоположению. Так Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологии РАН, в который объединили 10 институтов бывшей Российской академии сельскохозяйственных наук, по тематике практически не были связаны между собой. Чиновники ФАНО на вопросы учёных о целесообразности создания центров отвечали – объединения и слияния институтов в научные или исследовательские центры направлены на экономию средств. Такое отношение к науке может привести научную деятельность в России только к окончательному краху.
На начало ХХI века 97% мирового интеллектуального потенциала, 90% товаров высокотехнологичного производства приходится на США, Европу и Японию. Справочник “Индикаторы науки и техники” 2008 года приводит данные государственных расходов на науку в % от ВВП. США – 2,57%, Израиль в 2005 г. – 4,71%, Швеция – 3,86%, Финляндия – 3,51% Япония в 2004 – 3,18%. Россия в 2007 г. – 1,07%. В абсолютной величине ВВП России в 2,5 раза ниже, чем в Китае, в 6 раз ниже, чем в США. В список развитых стран Россию “Индикатор науки и техники” не включает. Россия в 2007 г. заняла 3 место среди развивающихся стран.
На США приходится 35,8% мировых расходов на новые технологии, на Японию – 17,6%, Германию – 6,6%, Британию – 5,7%, Францию – 5,1%, Китай – 1,6%. Американские расходы на исследования и внедрение равны совокупным расходам остальных шести государств “семёрки” – ведущих индустриальных государств. Америка инвестирует в высокотехнологичные отрасли больше, чем вся Европа. Более 40% мировых инвестиций в компьютерную технологию – 220 млрд. долларов.
11 июля 2019 г., СМИ сообщили, что в Тюмени профессорско-преподавательская ассоциация «Справедливость и солидарность» выступила в защиту интеллектуального и кадрового суверенитета России. за выход из Болонского процесса, отмену системы бакалавриата и магистратуры, возврат к специалитету, при котором отечественные дипломы естественно-научных и технических специальностей высоко ценились за рубежом.
В нашем обществе в 2023-2024 годах сохраняется надежда на то, что наука продолжает развиваться и находить новые пути решения сложных проблем для лучшего будущего. Но на деле всё не так радужно. Всё ещё продолжаем кланяться Западу и ориентироваться на всякие “скопусы”. Своё-то создать что мешает?
Л.В. Звонарёва, кандидат исторических наук, г. Тюмень