Я живу в Сургуте. В одном конце города у нас находятся корпуса Сургутского педуниверситета (далее СурГПУ), а в другом два больших общежития – для студентов и преподавателей СурГПУ и СурГУ. Я живу в квартире в общежитии для преподавателей. Недавно моя жена должна была принимать приёмные экзамены на заочное отделение в СурГПУ. С утра ей стало не очень хорошо, и она попросила меня съездить с ней на такси до корпуса СурГПУ. Назад я решил возвращаться на автобусе. И тут обнаружилось, что после реформы маршрутов муниципальных автобусов, проведённой 20 мая 2023 года, прямые рейсы между двумя точками – остановкой «Исток» на улице 30 лет Победы, где находятся общежития, и ул. Артёма, где расположено большинство корпусов СурГПУ, – просто отсутствуют. Ладно, мы преподаватели, получающие на двоих с женой сто и более тысяч в месяц, как-то найдём двести-триста рублей на такси, а как быть студентам, особенно зимой, когда морозы у нас часто ниже -40?! А ведь если задуматься, в этой маленькой транспортной реформе проявляется вся сущность буржуазного «свободного рынка». Вспомните, как в конце 1980-х нам все уши прожужжали о том, что невидимая рука рынка всё исправит… Всё больше убеждаюсь, что главный секрет успеха на рынке в том, чтобы, с помощью полулживой рекламы ли, с помощью административного ресурса или как-то по-другому, навязать потребителю товары и услуги, в которых он не нуждается.
Кто-то скажет, что вот сквалыга из-за двухсот рублей целую статью написал… Но ведь такое происходит постоянно, и часто речь идёт не о двухстах рублях. Приведу пару примеров. В 2018 году я решил, что моей десятилетней дочери, которая уже тогда, переходя в 5 класс, хотела стать математиком, не помешает поступить в художественную школу для развития пространственного воображения и эстетического чувства. Сам я окончил художественную школу и художественное училище (в последнем учился параллельно с обучением на истфаке Томского госуниверситета) и не жалею, хотя по художественной специальности работал только год, а по исторической – всю остальную жизнь. С поступлением в художественную школу у меня не было никаких проблем. Оплата была в размере 15 рублей в год, что для моих родителей, получавших в месяц 700-800 рублей на двоих, вообще никаких трудностей не представляло. Но тут оказалось, что дочь должна сдать экзамен по композиции, где десятилетним детям предложили сделать рисунок, посвящённый работе врачей, в котором должно было быть не менее двух человеческих фигур. Позднее я поинтересовался у коллег, преподающих рисунок и живопись дизайнерам, на каком уровне на вступительных экзаменах предполагается рисунок человеческой фигуры. Мне сказали, что на уровне поступления в художественный вуз. Так зачем нужно было такое явное завышение требований к десятилетним детям? Ларчик просто открывался: при школе существовали платные курсы для поступающих, кто на них учился, тот потом обычно и поступал.
А вот совсем свежий пример с куда более серьёзными суммами и ставками. Этой весной мы с дочерью решили, что ей для поступления на физмат какого-то достаточно серьёзного вуза (на примете у нас МГУ, НГУ, ТГУ, ТГПУ, ТОГУ, НГТУ) надо поучиться, как минимум, в летней физматшколе при Новосибирском госуниверситете (здесь и далее СУНЦ), а лучше остаться учиться в этой школе на два года – в 10-11 классах. Поступление в летнюю школу – удовольствие не из дешёвых. Нужна куча справок, помимо билетов до Новосибирска пришлось также оплатить недельное проживание в гостинице рядом с НГУ, да ещё 12 тыс. за сами экзамены. Экзаменов было два, по математике и физике, плюс два собеседования после экзаменов. При этом сами задания значительно превышали школьный уровень: это были олимпиадные задачи с элементами тех тем, что проходят уже на первом курсе физмата. Опять вопрос – зачем? А дело в том, что набравшие необходимое количество баллов за дальнейшее обучение в летней школе СУНЦ платили 45 тыс., а кто не набрал – 77 тыс. рублей. Вот так и выжимают деньги из потребителей за новые услуги с использованием административного ресурса, будь то ресурс директора художественной школы или городского муниципалитета.
Бахитов С. Б., к.и.н., доцент, г. Сургут