Фотография, которую видит читатель, сделана мною ровно 50 лет назад – в середине апреля 1970 года. Учился я тогда на третьем курсе в Уральском лесотехническом институте города Свердловска и одновременно подрабатывал в качестве фотокорреспондента в институтской еженедельной малотиражной газете «Инженер леса».
В тот теплый весенний день я должен был присутствовать на трёх лекционных занятиях и одном лабораторном. Однако, уже после первой лекции, при выходе из аудитории, меня поджидала редактор газеты и убедительно попросила съездить на институтском РАФике с первокурсниками другого факультета на встречу с чрезвычайно интересным человеком. Затем срочно – в два дня, сделать для газеты фотографии, а текст напишет другой человек с кафедры «История КПСС».
1970 год был особенным в жизни советского государства: очень широко, торжественно отмечалась сотая годовщина со дня рождения В.И. Ленина. Вот и наша институтская газета к 22 апреля готовила двухцветный красочный номер.
Уже по дороге на встречу с «интересным человеком» узнаю от заведующего кабинетом политэкономии института С. Зайцева, что мне предстоит съемка человека, который видел и слышал Владимира Ильича – 50 лет назад – в октябре 1920 года на III Съезде комсомола! Честно скажу – волновался. Это была первая и, как потом оказалось, единственная в моей жизни встреча с человеком, который видел Ильича, слушал его живую речь…
Этим человеком оказался Фотий Иванович Бартов (1902-1975 гг.). Он был одним из 13 делегатов от Урала, которому выпала честь побывать в столице Родины Москве на знаменитом для комсомола съезде.
Вот что рассказал Фотий Иванович о съезде и о Ленине:
– На съезде присутствовало 602 делегата из всех уголков нашей страны и 200 гостей.
Появление Ленина в зале присутствующие встречали бурными овациями, пением «Интернационала». Затем в полной тишине Владимир Ильич начал свое выступление. Говорил он минут 40-45, без всяких конспектов. Ходил свободно по сцене. Казалось, он обращается к каждому из нас. Жесты, движения, выражение глаз – все подкупало в Ленине. Подкупали его предельная простота и искренность. Силой логики, умением убеждать, аргументацией Владимир Ильич покорял слушателей.
Что нас поразило в речи Ленина, – продолжал Фотий Иванович, – это те совершенно новые задачи, которые он ставил перед нами. Основная задача – учиться! Это слово для нас было новым, удивительным, необыкновенным. Ведь эта задача ставилась в те годы, когда царила разруха, голод, шла гражданская война. Владимир Ильич говорил, что необходимо сочетать теоретические знания с практикой, учиться тому, что необходимо в жизни.
Нас, делегатов, увлекла вера, убежденность Ленина в правое дело рабочего класса. Эта убежденность и вера в победу – самая сильная сторона характера вождя.
После выступления Ленин ещё долго разговаривал с делегатами в фойе, расспрашивал об их жизни. Прощаясь с нами, задумчиво глядя в окно на вечернюю Москву, произнёс: «Да, сейчас нам страшно тяжело. Но верьте – хорошо будем жить. Мы обязательно победим».
Более получаса продолжалась встреча с персональным пенсионером-коммунистом Фотием Ивановичем в его малогабаритной двухкомнатной квартире. Она была скромно обставлена и, пожалуй, самым большим богатством в ней были стеллажи с книгами…
Фотографировать было нелегко из-за слабой освещенности комнаты. Фокусное расстояние объектива не позволяло сделать панорамный снимок с 15-ю пришедшими на встречу студентами. Наиболее удачный снимок через четыре дня появился в газете.
Кем же был Фотий Иванович? Он был одним из организаторов комсомола на Урале. В 17 лет стал комсомольцем, был избран секретарем укома комсомола в Нижнем Тагиле. Воевал в гражданскую войну, был политработником на фронтах Великой Отечественной войны до самой Победы. За доблесть и мужество был награжден четырьмя орденами и многими медалями.
Б. Скорик, г. Тюмень