Все мы знаем Владимира Ильича Ленина как ведущего теоретика марксизма, организатора и руководителя Великой Октябрьской социалистической революции, основателя первого в мире Советского государства. А еще он был создателем и идеологом Третьего (Коммунистического) Интернационала, талантливым публицистом, одним из ведущих философов материалистической направленности. К этому можно добавить, что за годы нелегальной работы он стал талантливым криптографом, придумал несколько шифров и разработал целую концепцию работы в нелегальных условиях. Максим Горький писал о Ленине как о неординарном шахматисте. Н.А. Ильин вспоминал о неимоверной юридической грамотности Ленина.
Однако довольно мало говорится об еще одном таланте Владимира Ильича. О том, какой вклад он внес в развитие отечественного кинематографа. Это тем более удивительно, так как в ПСС (Полном собрании сочинений) Ленина про важную роль кинематографа в деле просвещения масс говорится 26 раз.
Вопросы кинематографии действительно занимали существенное место в теоретическом наследии В.И. Ленина. Мысли и суждения Ленина о кино сохранились не только в его сочинениях, но и в воспоминаниях таких ближайших его соратников, как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.И. Ульянова, Е.М. Ярославский и др.
Ещё в 1907 Ленин определил сущность буржуазного кино, отметив, что «пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес».
В своих статьях, директивах и высказываниях по проблемам кино Ленин опирался не только и не столько на опыт современного ему кинематографа, который ещё находился в начальной стадии своего развития, сколько на глубокое понимание общих закономерностей социального развития. Ленин рассматривал кино в контексте борьбы за социалистическое переустройство общества, предугадывая большие возможности и перспективы молодого и развивающегося искусства.
В 1922 г. в беседе с А.В. Луначарским Ленин сказал: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Этим теоретическим положением Ленин не только обозначил место кинематографа среди форм общественного сознания, но и внёс выдающийся вклад в определение всего современного искусства, которое не утратило своей значимости на протяжении всего XX века.
Тогда же Ленин определил основные функции кино в социалистическом обществе, указав на «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями, отражающих советскую действительность». Коммунистическая идейность и отображение реальной практики социалистического и коммунистического строительства явились главными элементами творческой направленности советского кино на всех этапах его развития.
По мысли Ленина, социалистическое кино должно было начинаться с хроники и лишь затем переходить к производству игровых фильмов. Характер хроникально-документального кино определяется следующим образом: «широко-осведомительная хроника, которая подбиралась бы соответствующим образом, т. е. была бы образной публицистикой в духе той линии, которую, скажем, ведут наши лучшие советские газеты». Своим положением относительно образной публицистики Ленин наметил реальный путь повышения познавательной и воздействующей силы кинодокумента – именно по этому пути долгие годы шло советское документальное кино. Именно на эти принципы до сих пор опираются многие зарубежные кинодокументалисты. Благодаря личному вмешательству В.И. Ленина появились такие воистину значимые кинодокументы эпохи, как «Годовщина революции», «Первое Мая», «Пять лет Советской России» и многие другие.
В области научно-популярного кино Ленин предусматривал необходимость «образных публичных лекций по различным вопросам науки и техники». Кино в качестве инструмента научного познания и средства научной популяризации выступает у Ленина как одно из самых перспективных направлений развития социалистического киноискусства. Вот только в годы перестройки отечественный кинематограф развернулся на 180 градусов и стал делать прямо противоположное тому, чему учил Владимир Ильич.
Документализм и просветительное начало рассматриваются Лениным не только как свойства отдельных видов кино, но и как содержательные аспекты всей кинематографии в целом, включая и игровые фильмы, которые сам Ленин очень любил, хотя и предъявлял к ним очень серьезные требования. В начале 1920-х гг. по личному настоянию Ленина была основана киностудия «Межрабпомфильм», получающая значительную государственную поддержку. В.И. Ленин настаивал на необходимости «внести в кино не только науку, не только искусство, не только производство, но и юмор, но и смех, но и животрепещущие сцены комедии и драмы, а все это должно быть направлено к одной, единственной цели: к борьбе за новый быт, за новые нравы, за лучшее будущее». Слышите, современные кинематографисты, «борьба за новые нравы», а не идиотский смех над шутками ниже пояса.
Место кино в социалистическом обществе Ленин определил в 1919 г. в одном из написанных им пунктов проекта партийной программы: кинематограф, по мысли Ленина, должен был служить «самообразованию и саморазвитию рабочих и трудовых крестьян». Недаром теоретические положения в области кино, сформулированные Лениным, неотделимы от его партийно-государственной деятельности в этой области. Декреты, постановления правительства и другие государственные документы, написанные Лениным, обобщали опыт, накопленный в киностроительстве, и открывали перспективу идейного и организационного совершенствования развивающейся невероятными темпами советской кинематографии.
Основополагающим государственным актом явился подписанный Лениным декрет Совнаркома РСФСР «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению» от 27 августа 1919 г. Этот декрет оказал большое влияние на процесс национализации кинопредприятий и на складывание системы государственных органов, отвечающих за развитие кинематографии, а также на развитие кинодела в стране.
С 1918 г. по 1922 г. В.И. Ленин подготовил и подписал ряд партийных и государственных документов, определивших основные принципы советского киностроительства. Среди них: указания о работе киноучреждений, об использовании кино на агитпоездах и агитпароходах, о создании отдельных картин (таких картин более 150), финансировании кинопредприятий, не только государственных, но и частных и множество других. Особое значение имел подписанный Лениным декрет Совнаркома РСФСР «О бесплатном снабжении государственных учреждений кинокартинами» от 20 мая 1921 года, положивший начало сети некоммерческого проката фильмов.
В «Директивах по киноделу» от 17 января 1922 г. В.И. Ленин сформулировал принцип использования кино, получивший позднее название «ленинская пропорция». В соответствии с директивой каждый киносеанс должен был включать в себя как «картины специально пропагандистского содержания», так и «увеселительные картины, специально для рекламы и для дохода (конечно, без похабщины и контрреволюции)». Такая структура кинопредставления способствовала решению тех идейных, просветительских и организационных задач, которые ставились перед советским кинематографом. И что парадоксально, на эти же принципы почти 40 лет опирался Голливуд – главный рассадник всего антисоветского. Только во главу угла они поставили именно похабщину и контрреволюцию, но и про пропагандистское содержание не забывали.
Особое внимание Ленин обращал «на организацию кинотеатров в деревнях и на Востоке, где они являлись новинками и где поэтому наша пропаганда будет особенно успешна». Развивая эти положения, Ленин утверждал, что «кино в деревне не менее важно, чем книга».
Ленин был весьма требовательным кинозрителем, нередко посещал киносеансы. По воспоминаниям современников, он всегда шумно радовался, если после какого-нибудь заседания предстоял кинопросмотр. По воспоминаниям Н.К. Крупской, на просмотры фильма «Броненосец «Потемкин» он сходил не менее 10 раз.
Внимательно следя за первыми шагами производства фильмов в Советской России, Владимир Ильич лично поддерживал многие начинания в области кино. Прямые указания Ленина и возглавляемого им аппарата Совнаркома и Совета Труда и Обороны оказали большое влияние на творческие судьбы таких известных кинематографистов, как Л.В. Кулешов, Д. Вертов, В.Р. Гардин, А.А. Левицкий, А.Г. Лемберг и др.
«Если вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и просветительные картины, то не важно, что для привлечения публики пойдет при этом какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место» – эти слова о кинематографе, сказанные В.И. Лениным, актуальны как никогда.
Д. Федоров